9 октября 2020 года, в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил чин великого освящения храма в честь правоверного царя Иустиниана на подворье Никольского женского монастыря в селе Годеново Ростовского района и возглавил Литургию в новоосвящённом храме.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с освящением храма святого праведного царя Иустиниана!

В сегодняшнем евангельском отрывке мы слышали, что Господь наш Иисус Христос, находясь на Кресте, усыновил Своего возлюбленного ученика Иоанна Богослова Своей Матери. Толкуя этот отрывок, любой семинарист скажет вам, что в лице Иоанна Богослова Господь усыновил Ей всё человечество.

Церковь далеко не сразу начала понимать эти евангельские слова именно так. Первоначально она видела в этом свидетельство того, что у Пресвятой Богородицы не было других детей кроме Иисуса. Это следует из того, что по закону того времени женщина не могла быть сама по себе, но обязательно должен был быть мужчина, который имел бы о ней попечение. Например, если умирал муж, то женщина «переходила» к сыну. Если же умирал последний мужчина семьи, то он должен был оставить завещание, указав кому «переходит» эта женщина. Умирая, Господь поручил заботу о Своей Матери Своему любимому ученику, а это значит, что других родственников мужского пола у Неё не было.

К концу первого тысячелетия в Западной Церкви развивается учение о том, что в лице Иоанна Богослова Христос усыновил Божией Матери всё человечество. На православном Востоке эта идея прижилась далеко не сразу, а в России стала популярной в XIX веке. Об этом учили святитель Филарет Московский, святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие. Но нужно понять, при каких условиях это усыновление имеет силу, а для этого необходимо мысленно вернуться к тому, что происходило у подножия Креста Христова.

Ближайших апостолов было двенадцать, из которых один оказался предателем. Кроме них были ещё семьдесят человек — так называемый второй круг апостолов, но из всех этих людей при кресте был только один. Что отличало его от остальных? Большинство испугались находиться на месте казни государственного преступника, чтобы их не заподозрили в неблагонадёжности. Иоанн почему-то не боится, а может, и боится, но вера его так глубока и так сильна, что он действует иррационально. Он идёт на место казни вопреки той опасности, которая над ним нависла. Вера заставляет его превозмогать естественный страх. И именно ему Господь отдаёт на попечение Свою Матерь, а в его лице усыновляет Ей всё человечество. Вера — это то условие, которое необходимо человеку, чтобы взывать к Богородице как Её чадо.

Дай Бог, чтобы молитвами апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы обрели потребную степень веры и не потеряли её в напастях и искушениях, которые нас подстерегают. Не будем теми, кто, как флюгер, вращается туда, куда дует житейский ветер, а будем твёрдо идти в сторону исполнения Христовых заповедей.

Помощи всем Божией.