В день отдания праздника Вознесения Господня епископ Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском монастыре

10 июня 2022 года, в день отдания праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Николо-Сольбинском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогая матушка Еротиида, дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно благодарю за подготовку службы, особенно же наших замечательных певчих и начинающих регентов, вы большие молодцы, уверен, что свой выпускной экзамен вы сегодня сдадите самым лучшим образом!

Как вы все, надеюсь, помните, сегодня за Литургией прозвучал евангельский отрывок, в который вошла часть Первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа, в ней Спаситель молился за Своих учеников. Очень часто бывает, что тот или иной фрагмент Священного Писания имеет одновременно несколько значений. Нынешний отрывок не является в этом смысле исключением. Первое из значений предельно конкретно и имеет прямое отношение к обстоятельствам времени произнесения этих слов: очень скоро Христос будет взят под стражу, Он прекрасно понимал, каким образом это скажется на учениках, понимал, что они будут смущены и напуганы, ученики в буквальном смысле кинутся в разные стороны и без поддержки Бога они не смогут совладать со своим состоянием. Кроме того, для учеников было важным находиться в прямом смысле вместе в день Сошествия на них Святого Духа.

Второе значение значительно шире. Согласно ему, Господь молится здесь за всех христиан, на это указывает молитвенная фраза Христа «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Сын Божий просит Бога-Отца, чтобы все мы были едины, при этом за основу и высший пример единства Он берёт единство Отца и Сына: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Понимать эту фразу можно самыми разными способами. То же самое можно сказать и о единстве вообще. Не секрет, что в некоторых случаях объединяющим фактором может служить что угодно, вплоть до неприкрытого греха или же ереси.

Конечно же, у нас есть неотъемлемое единство природы, мы все едины на том простом основании, что мы люди, с этим спорить невозможно, но и молиться о такого рода единстве тоже довольно странно, ведь никто не может перестать быть человеком по своей природе, а раз так, то через природу каждый из нас находится в принципиально нерасторжимом единстве со всеми другими людьми.

При этом мы понимаем, что единство природы вовсе не является гарантией подлинного единства — единство духовного, того единства, упоминание которого мы неоднократно встречаем в апостольских посланиях. К примеру, в книге Деяний: «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян. 4, 32). Апостол Павел также не остался в стороне от размышлений о единстве. Его слова, пожалуй, самым полным образом дают нам возможность понять суть Христовой молитвы. В своём послании в Эфес, апостол написал так: «умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3).

Господь сравнивает Своё посланничество с посланничеством учеников: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17, 18). Сопоставление миссии Христа и миссии Его последователей предполагает последование в том числе и в страстях. Но, конечно, далеко не всегда страсти означают мученичество в христианском смысле этого слова. Мученичество — это предельное выражение страстей, и оно же является предельным выражением любви. Последование Христу осуществляется в любви и жертвенная любовь Христовых учеников друг ко другу и вообще ко всему Божиему творению — тот самый объединяющий фактор, о котором молился Господь накануне Своих Страданий.

Сегодня наши юные регенты постарались, и отдали частичку себя — и это тоже проявление жертвенной любви. Дай вам Бог всегда оставаться верными своему призванию и радовать нас прекрасным пением настолько долго, насколько вам даст это делать Всемилостивый Господь!