6 мая 2021 года, в четверг Светлой седмицы и день памяти великомученика Георгия Победоносца, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Георгиевском храме города Переславля.

В благословение и благодарность за понесенные труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии прихожанину храма Валентину Борисовичу Наговицыну была вручена архиерейская грамота.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Отец Михаил, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с Пасхой Господней и прихожан этого храма с престольным праздником.

Как мы реагируем, если слышим о совершённых кем-то страшных грехах? Конечно, этот вопрос слишком общий, на него не может быть универсального ответа, но если посмотреть на социальные сети, то можно увидеть много любопытного. Блоги показывают, — и в этом легко убедиться, — что даже не грех, но спорная позиция по какому-нибудь вторичному вопросу ведёт к проклятиям и разрыву общения. В этом смысле мне особенно памятна словесная баталия, которая разыгралась в одной из групп социальной сети на тему кронирования деревьев. В баталии было много оскорблений и взаимных проклятий. Но кронирование — очень безобидный вопрос, он мало кого беспокоит. Есть другие значительно более «живые» темы. Что случается при их обсуждении — говорить излишне. Подобная реакция нам сопутствует и при столкновении с чужим грехом. Многие из нас убеждены, что есть те грехи, которые находятся за пределами милосердия Божия, убеждены, что существует такая глубина нравственного падения, восстание из которой уже невозможно.

Апостол Пётр в своей проповеди говорил о том, что его слушатели — иерусалимские иудеи — повинны в Распятии и Смерти Господа Иисуса Христа: «вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2, 23) и «твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2, 36). Возможно ли представить более тяжёлый грех? Может ли быть что-то страшнее убийства Воплощённого Бога? Любой христианин, не задумываясь ответит, что нет, ничего ужаснее этого представить нельзя.

Но что сказал апостол Пётр, когда слушавшие его люди по окончании проповеди спросили, что им делать? Ответ Петра гениально прост и бесконечно прекрасен: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38). Апостол Пётр не считал, что существуют непрощаемые грехи. Апостол Пётр не ставит каких-либо условий, он утверждает, что прощение рядом, достаточно сделать шаг и прощение будет получено.

Вообще, очень показательно, что апостолы никому не читали нотаций. Если они видели, что человек осознаёт свой грех, то они мгновенно меняли тему, и уже никогда более не вспоминали о прощённом грехе. Они не делали выводы о людях на основании когда-либо совершённых грехов, но полагали фундаментом своего отношения к человеку тот факт, что ради всех и ради каждого воплотился Христос, воплотился, чтобы все мы получили прощение, а вместе с прощением «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10).

Христос воскресе!