23 апреля 2020 года, во четверг Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Богоявленском женском монастыре.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла к празднику Святой Пасхи 2020 года права ношения наперсного креста с украшениями был удостоен:

  • протоиерей Игорь Юрков, настоятель храма мч. Андрея Стратилата с. Андреевское Борисоглебского района.

Права ношения палицы были удостоены:

  • протоиерей Валентин Щукин, настоятель храма Преображения Господня с. Спас-Подгорье Борисоглебского района;
  • священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери с. Давыдово Борисоглебского района.

По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим:

— Христос воскресе!

Сегодня в Евангелии мы слышали диалог Христа с Никодимом. «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 3‑5).

Никодим упорно не понимает, что имеет в виду Христос. Как так родиться, повторно войти в утробу матери, когда человек уже стар? И, конечно, можно долго размышлять о том, почему Никодим, будучи фарисеем, будучи тем человеком, который очень хорошо знал Священное Писание, не понимает мысль Христа. Ведь он не мог не знать слова пророка Иезекииля: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36, 25‑27). Почему-то фарисеи не замечали этих слов пророка. И мы тоже не всегда понимаем, что означает рождение от воды и Духа, что означает изъятие каменного сердца и замена его плотяным.

Сегодня в апостольском чтении говорится о крещении. Христос в Евангелии и пророк Иезекииль также говорят о крещении. Мы все крещены, но можем ли мы сказать, что у нас сердце не каменное, а плотяное — сердце чувствующее, сердце любящее, сердце откликающееся? Кто-то может, а большинство, к сожалению, нет. Неужели таинство крещения не «сработало»? Дело в том, что таинство крещения действительно меняет сердце, но не меняет сознание, не меняет наши привычки. И получается, что, получив благодать крещения, благодать Духа Святого, благодать таинства причащения Тела и Крови Христовых, мы по привычке живем по-старому, так, как диктует живущий в каждом из нас ветхий человек. У нас нет произволения жить по-новому, жить так, как мы должны жить, будучи людьми с плотяными сердцами.

Святитель Феофан Затворник говорит о том, что у нас нет решимости, нет произволения. Мы можем не грешить, можем жить свято — так, как призваны жить. Можем, но не пользуемся этой возможностью.

Дай нам Бог обрести решимость, особенно сейчас, когда закончился пост, аскетическая напряжённость ослабла и, как кажется, можно расслабиться. Дай нам всем Бог сохранить то, что мы сумели стяжать Великим постом. Дай нам Бог поверить в то, что мы можем жить безгрешно и свято. И тогда у нас всё получится.