15 апреля 2021 года, в Четверток Великого канона, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! Ещё раз поздравляю вас с днём памяти преподобной Марии Египетской.

Вчера был календарный день её памяти, если следовать житию — 1499 лет со дня её преставления. Соответственно, на следующий год будет 1500 лет с того момента, как она отошла ко Господу. Но Церковь будет её вспоминать до скончания века по множеству причин.

Одну из причин можно вычленить из сегодняшнего рядового чтения книги Притчей Соломона. Среди прочего в этой паремии прозвучали такие слова: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Быт. 16, 18). Неизбежно, если человек пал, то до этого он проявил возношение. Сам пострадавший от возношения может это отрицать, говорить, что так сложились обстоятельства, но мы верим Священному Писанию, а оно неоднократно повторяет эту мысль, можно сказать, что это одна из доминантных мыслей нравственного характера в Священном Писании.

Мы знаем, что преподобная Мария покаявшись больше не падала. Не потому, что она какой-то удивительный человек, не потому что любой подвиг ведёт только вверх. Мы знаем, что люди часто поднимаясь падают в бездну, оказываются не в силах удержаться на духовной высоте и возвращаются к прежнему состоянию. Но с преподобной Марией этого не произошло, почему — мы можем видеть из её рассказа о своей жизни. Она не говорит, что она выросла в неблагополучной семье, и поэтому вынуждена была вести распутный образ жизни. Она не говорит, что её подтолкнуло к этому воспитание. Она не говорит, что ей пользовались мужчины, поэтому она оказалась в таком положении. Она не говорит, что роль женщины в современном ей обществе такова, что ей некуда деваться — она не может получить образование и, если вовремя не выйдет замуж, то ей не на что будет жить. Если бы у нас была возможность проанализировать её жизнь до покаяния, то мы нашли бы множество причин для её оправдания, смогли бы понять почему она была такой распущенной до того момента, когда Господь её призвал. Но сама она так не думала. Она видела причину исключительно в самой себе. Если бы она искала причину в ком-то другом, это было бы превозношением, и она не смогла бы сохранить свою обретённую чистоту, укрепиться и продолжить свой подвиг. Мне думается, что это очень важный момент.

Сегодня в Книге Бытия были такие слова «и сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт. 18, 20-21). Это удивительные слова, ведь мы знаем, что Бог Всеведущий, Он и так всё знает. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что Бог, знающий всё, не спешит карать людей: «Сказал так Господь не потому, что не знал их грехов. Он прежде ещё сказал: греси их велицы зело; но хотел этим показать пример судьям, чтобы не прежде они произносили приговор, как увидев дело вполне. Если Всеведущий представил себя как бы неведущим, чтобы не произвести определения о наказании прежде суда, то тем более судьи должны сознаваться в своём неведении и не изрекать приговора прежде исследования дела». А человеческое возношение, живущее в наших сердцах, — не боится ошибиться. Мы видим человека, его внешность, мимику, — и уже выносим вердикт. Бог ждёт, спускается и разбирается, а мы — нет. Это то самое возношение, которое сумела победить в себе преподобная Мария, то самое, с которым так сложно бороться каждому из нас. Не победив его, мы не сможем в полноте стать чадами Христовыми.

Дай нам Бог, молитвами преподобной Марии Египетской обуздать своё собственное превозношение, уподобиться как она Богу в этой базовой добродетели.

Спаси вас всех Господь за совместную молитву.