11 июня 2019 года в Борисоглебском районе подвели итоги муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов «Воспитать человека».

Конкурс проводился МУ ДПО «Центр сопровождения участников образовательного процесса» при поддержке духовенства Борисоглебского благочиния — священника Александра Аниканова и священника Феодора Божкова.

 — Есть всероссийский конкурс «Воспитать человека», — рассказала директор Центра Елена Клюкина, — мы адаптировали его положение для собственного конкурса. Во-первых, сделали его командным, потому что воспитание — дело команды педагогов, а не одного индивидуального учителя. Во-вторых, добавили конкурсное испытание — «Воспитание любви к чтению». Перед педагогами стояла задача обменяться опытом, освоить новую компетенцию и повысить квалификацию.

Вощажниковская школа в качестве примера воспитательной работы провела «Зарницу» — масштабные состязания на территории воинской части.

Андреевская — литературно-музыкальный урок, посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана. Они представили очень сильную композицию, которая включала фрагменты фильмов, чтение стихов и песен в исполнении детей, показательные выступления учащихся кадетского класса, пригласили ветерана афганской войны. Очень тяжелая тема, страшные кадры кинохроники. Дети во все это погрузились, рассказывали о тех событиях. Спасибо отцу Федору Божкову, который нашел правильные слова, чтобы помочь осмыслить эту трагическую страницу в истории нашей страны.

2‑я Борисоглебская школа с участием третьеклассников продемонстрировала народные традиции масленичных гуляний.

Высоковская школа представила движение юных экологов — «ЭкоЮн». Достаточно сильное мероприятие, подготовленное тремя учителями — музыки, литературы и биологии — и посвященное проблеме вырубки лесов, — получилось литературно-музыкальное, экологическое исследование. На него были приглашены представители общественности и выступили на этом мероприятии. Продолжением стала высадка детьми деревьев, чтобы «планета наша не засыхала».

Во втором туре от педагогов требовалось презентовать и защитить проект проведенного воспитательного мероприятия. Например, Андреевская школа представила свой проект в виде программы теленовостей с сюжетами из жизни школы. Дополнительным испытанием второго тура стала работа с текстом. Самой большой проблемой сегодняшних школьников является отсутствие навыка смыслового чтения. Неумение выделить основную авторскую мысль, найти ключевые слова, противоречия, осмыслить текст, составить связный рассказ.

— Причина и в дефиците педагогов, и в том, что ребята мало читают, а много времени проводят с гаджетами, которые формируют фрагментарное, отрывистое мышление. Дети испытывают огромную сложность даже в решении текстовых задач, будь то математика, география, биология. Они просто не понимают, о чем речь, так как у их не сформирован навык смыслового чтения. Для подготовки учителей к этому испытанию мы заранее провели мастер-классы. Наш методист Светлана Щукина выезжала в школы, и сама принимала в Центре педагогов, показывала, как надо работать с текстом. Организаторы конкурса предложили свои отрывки — небольшие тексты из произведений писателя Федора Александровича Абрамова, который какое-то время жил в Борисоглебском районе.

Во второй части испытания педагоги показали домашнее задание — на примере выбранного отрывка художественного произведения.

— Для меня стало неожиданностью, что учителя для домашнего задания выбрали не просто отрывки из литературно-художественных произведений, но тексты песен и даже пословиц и поговорок, — отметила Елена Клюкина, — очень порадовало, что педагоги творчески осмыслили задание. Вообще, все команды — молодцы, очень многое педагогами-участниками сделано, думаю, что они взяли друг у друга полезные идеи, обменялись опытом и получили новые профессиональные навыки.

— Очень хорошо, что есть такие педагоги и наш методический центр Борисоглебского района, который этот конкурс организовал. — поделился своими мыслями настоятель Ильинского храма села Ивановское священник Феодор Божков. — С его помощью удалось ненавязчиво затронуть духовно-нравственные проблемы. Конкурс показал, что в любом предмете, особенно гуманитарном, можно поднять тему нравственности и «перекинуть мостик» к вопросам духовной жизни. Слава Богу, что даже светские учителя, сегодня способны выделить тему добра, подвига, самопожертвования, найти исторические и патриотические темы в любом предмете, было бы желание, и это — очевидно!

Ребята охотно откликнулись. Правда, кто-то из педагогов смог вовлечь в мероприятие весь класс, а кто-то — лишь несколько человек. К сожалению, я был далеко не на всех открытых занятиях. Но хотелось бы отметить урок, посвященный 30-летию вывода советских войск из Афганистана. Что здесь важно понять? То, что человеку рано или поздно все равно придется осмыслить вещи, которые очень сложно принять и осознать, для чего это было нужно. Подобно тому, как мы друг друга утешаем в беде, приходится искать смысл событий, порой, кажущихся бессмысленными, жестокими, неоправданными. Но, исходя из тех фильмов и воспоминаний, что были представлены на уроке, очень ясно прозвучало, что наши воины друг друга выручали, жертвовали собой, добросовестно выполняли свой долг.

Путь «положить жизнь за други своя» для человека всегда открыт, в любых обстоятельствах. Советские воины исполнили эту главную заповедь, находясь там. Кроме того, мы же не знаем всех подводных течений мировой политики, стратегических поступков наших правителей. Их решения порой выглядят жестоко, нам не известна чистота их помыслов, но порой государству приходится воевать не на своих границах, а дальше, останавливать военный конфликт на подступах, чтобы предотвратить угрозу войны в самой стране. Все это тоже важно учитывать и понимать.

Мне кажется, этот конкурс — такая интеллектуальная мобилизация в духовно-нравственном направлении. Светское образование не предусматривает постоянное погружение в такие темы, а в данном случае — именно эти темы для учеников и учителей выходят на первый план. Удается наметить пути духовного развития, попробовать разобрать с детьми вопросы добра и зла, посмотреть, как они реагируют, что получается, а что нет. Думаю, что в случае конкурса «Воспитать человека», учителям удалось поговорить с детьми на нравственные темы. Кроме того, одним из призов конкурса для всех педагогов стала паломническая поездка в Троице-Сергиеву Лавру, в которой меня также пригласили поучаствовать. Уверен, для учителей это будет хорошим и полезным событием, поводом для еще одного серьезного разговора и новых тем для глубоких духовных размышлений.