В Борисоглебском монастыре почтили память преподобного Иринарха Затворника

свящ. Михаил Васильковский
Фото

26 января 2022 года, в день памяти преподобного Иринарха Затворника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры! Всех вас сердечно поздравляю с днём памяти преподобного Иринарха, затворника Борисоглебского!

Очень радостно, что память этого святого совершается соборно, несмотря ни на что, в день его памяти здесь — в монастыре подвига преподобного Иринарха — всегда большое стечение молящихся, а значит, что молитва к преподобному Иринарху имеет свой отклик, мы все это чувствуем.

Не только молитва, но и жизнь преподобного нас много учит.

К примеру, в житии преподобного есть эпизоды, которые не бросаются в глаза так, как описание его аскетических подвигов, но которые указывают на то, к чему должна приводить аскетическая борьба, вернее же будет сказать, они указывают на то, чего человека не должна лишать борьба со своим падшим естеством.

Из жития преподобного Иринарха мы знаем, что, когда ему Бог поведал о смерти его мамы, он глубоко и безутешно плакал. Когда узнал, что Господь попустит вторжение польско-литовских интервентов на Русь — он точно также плакал. Это нам говорит о том, что подвиг, если он действительно христианский, а не только лишь имеющий вид христианского, не приводит человека к окаменению и бесчувствию. Напротив, человек всё чувствует ярко и выпукло, и конечно не может не проявлять эмоции.

Об этом говорит и сегодняшнее рядовое чтение Евангелия от Марка. Мы слышали эпизод, повествующий о том, как к Господу приводили детей, а ученики просили этого не делать. «Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14).

Этот евангельский отрывок ослепительно красив, но, чтобы понять и увидеть его красоту нам необходимо держать в уме обстоятельства, внутри которых произошла эта история. Христос шёл в Иерусалим, шёл туда в последний раз, Он шёл на Распятие и знал об этом. Сложно даже попытаться представить, что Он тогда переживал, но если вспомнить о Его Гефсиманском молении о Чаше, о просьбе пронести её мимо Него, то очевидно, что ужасная тень Распятия стояла перед Его глазами на всём протяжении последнего пути в Иерусалим. Апостолы знали это, хотя, может быть и не до конца понимали, и пытались оградить молитвенную сосредоточенность своего Учителя от, как бы мы сказали сегодня, внешних раздражителей. Но несмотря на всю трагическую напряжённость момента, Христос находил время для детей. В состоянии постоянного напряжения ума Он находил время, чтобы взять детей на руки, и, возможно, даже поиграть с ними. Апостолам было сложно понять, как Господь мог хотеть, чтобы в такой момент вокруг Него находились и играли дети.

Этот евангельский эпизод частично проливает свет на человеческие свойства Христа, на Его характер. Это с одной стороны, а с другой — подсказывает нам, какими мы сами должны быть. Он не мог быть суровым и мрачным, к суровому и мрачному дети не потянутся, от таких людей дети стараются держаться подальше. Христиане призваны подражать Христу, ведь именно Он показал нам, каким должен быть человек. Его называют Новым Адамом и Совершенным Человеком. И мы призваны к созиданию в самих себе нового человека, созданного по образу Создавшего его, то есть по образу Христа. А раз так, то и внешние проявления чувств, внешнее проявление нашего настроения должно максимально походить на проявление чувств и настроения Христа Спасителя. Нам может быть невероятно страшно и грустно, мы можем переживать упадок сил и боль, но, если мы христиане, мы не имеем права транслировать эти свои состояния вовне. Тем более мы не имеем права прикрываться серьёзностью христианства и ходить скучными да печальными. Христос ясно показал нам сегодня, какими мы должны быть: привлекательными для детей, потому что таковых есть Царствие Божие.

Несмотря на глубокие переживания, Господь был таким человеком, и это означает, что наш христианский подвиг не должен из нас делать мрачных и нелюдимых персонажей, к которым страшно подойти. Напротив, если подвиг христианский, он будет совершать в человеке иное действие, с таким человеком захочется общаться, захочется быть рядом. В силу своего аскетического подвига таким человеком был преподобный Иринарх Затворник.

Дай нам всем Бог его молитвами идти по правильному пути христианского становления, не уклоняясь ни вправо, ни влево.

Помощи всем Божией, благодарю за совместную молитву.

Похожие публикации