16 марта 2020 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист в сослужении епископа Скопинского и Шацкого Феодорита совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Даниловском монастыре.

Преосвященным владыкам также сослужили: настоятель обители игумен Пантелеимон (Королёв), клирик Покровского храма Московской духовной академии, преподаватель миссиологии иеромонах Фаддей (Прядун), духовенство епархии.

16 марта 2010 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений совершил монашеский постриг одного преподавателя и двух студентов МДАиС. Студент 5-го курса семинарии, главный редактор студенческого журнала «Встреча» священник Андрей Игумнов в постриге был наречен Феоктистом в честь святителя Феоктиста Новгородского, студент 2-го курса академии Дмитрий Прядун — Фаддеем в честь Фаддея, апостола от 70-ти, а преподаватель МДС Михаил Тихонов — Феодоритом в честь священномученика Феодорита Антиохийского.

По окончании богослужения владыка Феоктист обратился к собравшимся:

— Дорогой владыка и брат! Дорогие отцы, братья и сестры!

Мы сегодня собрались за не совсем уставной службой ради того, чтобы совместно с моими братьями и сопостриженниками поблагодарить Бога за десятилетие, которое минуло со дня нашего монашеского пострига. Думаю, промыслительны слова, которые мы сегодня слышали в чтении из книги Бытия. А именно те из них, с которых начинается этот отрывок: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом». Вполне естественно после слов «вот житие» ожидать какого-то рассказа о жизни человека, о том, откуда он, кто его предки, где и при каких обстоятельствах он родился, какие важные события произошли в его жизни, что он успел сделать и так далее. Но здесь все иначе, житие Ноя даёт лишь информацию о том, что он был человек праведный и непорочный. И что он ходил пред Богом. Две эти краткие фразы заменяют собой всю ту сумму разносторонней информации, которую можно сказать о человеке.

Очень интересный вывод из такого необычного начала делает святитель Иоанн Златоуст. Возможно, не вполне справедливо, но он разбивает фразу Священного Писания и останавливается на том, что «Ной был человек». В общем для всех нас имени святитель Иоанн видит похвалу Ною. Похвала же эта связана с тем, что «Ной был праведный и непорочный». То есть, по мысли златоустого святителя, Ной был единственным в своём роде, кого можно было назвать человеком. Все же остальные перестали быть людьми в силу крайней степени нравственного разложения. Да, звучит это довольно жёстко. Но если уйти от слова «человек» как обозначения биологического вида, то нельзя не согласиться, что быть человеком — это не только биологическая характеристика, увы, но у нас много примеров абсолютно бесчеловечного поведения тех, кто являются людьми. За примерами далеко ходить не надо, они есть у каждого перед глазами и их немало. Именно об этом говорит святитель Иоанн: человеку мало быть разумным, чтобы «быть человеком, надобно ещё быть добродетельным, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни».

Именно этого — быть добродетельными, убегать пороков, побеждать нечистые страсти, и исполнять заповеди Господни — я вам, дорогие мои братья, желаю в день десятилетия нашего пострига. В эти десять лет мы были сильно увлечены внешним становлением: владыка Феодорит преодолел три иерархические ступени, отец Фаддей — две, а я одну. Давайте же попытаемся особое внимание уделить нашей внутренней духовной жизни с тем, чтобы стать людьми, такими, какими нас задумал Бог, такими, какими Бог нас призывает стать.