С 27 января по 1 февраля 2021 года в Переславле-Залесском по приглашению Переславского Феодоровского историко-культурного форума и Феодоровского женского монастыря проходила комплексная экспедиция социальных антропологов, историков и фольклористов по проекту «Народная история России». О перспективах направления, ярких моментах работы и сфере своих научных интересов рассказали студенты — волонтёры проекта.

— Ребята, вы приехали из самых разных регионов России — от Москвы до Алтайского края и Владивостока. Как вы узнали о проекте?

Павел Богомолов, студент 4 курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению «Востоковедение»:

— Все мы познакомились во время участия в XX Международной школе по фольклористике и культурной антропологии, которая проходила в Переславле осенью прошлого года. Мероприятие такого формата Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета проводит уже давно, а потому информация о школе общедоступна и известна многим, в особенности, конечно, заинтересованным людям.

Арина Куприянова, студентка 2 курса учебно-научного центра социальной антропологии Российского государственного гуманитарного университета:

—Несколько лет назад участие в Школе круто изменило мою жизнь. Я твёрдо решила стать антропологом, хотя училась на третьем курсе другой специальности. В Школе я, как и многие ребята, познакомилась с Никитой Викторовичем Петровым, руководителем проекта «Народная история России», который пригласил попробовать себя в этом направлении.

— Как связана ваша экспедиция с Феодоровским женским монастырем?

Ксения Сироткина, студентка 4 курса исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова:

— Помимо лекций и обучающих мастер-классов в Школе были практические занятия. Одним из объектов нашей полевой практики стал Феодоровский монастырь, сестры которого очень нам помогли в сборе материалов и проявили живой интерес к нашей работе. Монастырь предложил нам собрать рассказы горожан о истории обители, а мы, в свою очередь, решили включить Переславль Залесский в проект. Результатом этого сотрудничества и стала наша экспедиция.

— Почему вы решили принять участие в проекте? Что вам это дало?

Яна Поцелуйко, студентка 4 курса филологического факультета Дальневосточного федерального университета:

— Я занимаюсь филологическим исследованием заговоров. Работа с этим материалом исследования требует общения с людьми, прежде всего, конечно, сельских жителей пенсионного возраста. Здесь нужен особый подход. И я рада, что, учась у таких профессионалов, как Никита Викторович, оттачиваю этот важный навык.

Павел Богомолов, студент 4 курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению «Востоковедение»:

— На первый взгляд может показаться, что моя специальность напрямую не связана с проектом. На самом деле это не так: я исследую китайский фольклор. Ещё Конфуций называл общение искусством, для овладения которым нужно знать много тонкостей. Очень хочу научиться эффективному и конструктивному общению, и «Народная история России», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов, мне в помощь!

— Что главное в вашей работе?

Дарья Агапова, студентка 4 курса филологического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева:

— Важно сделать общение не просто сбором информации, а беседой: живой, искренней, запоминающейся. Перед тем как приступить к работе, все мы прошли обучение, и это очень помогает. Оказывается, слушать и слышать своего собеседника — это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Особенно, если беседа длится 3–5 часов!

— Какие интересные открытия сделаны вами в Переславле?

Яна Поцелуйко, студентка 4 курса филологического факультета Дальневосточного федерального университета:

— Мы собрали множество семейных историй, историй о местности для составления электронной карты в рамках проекта. Так увлеклись, что даже перевыполнили план! Лично меня не смог оставить равнодушной окающий переславский говор! Подметили мы также интересные интонационные особенности, характерные для вашей местности. Были и необычные ударения, как в слове «дрыга́ться». И совсем интересные слова, например, «молсучка» в значении «леденец» (производное от глагола «молсать»—“сосать”). Просто рай для филолога!