Священноисповедник Вениамин (Воскресенский)

(15 января 1871 – 5 октября 1932)

Дни памяти

5 октября

День преставления

Жизнеописание

Епископ Вениамин, в миру Василий Константинович Воскресенский, родился 15 января 1871 г. в многодетной семье священника с. Переславцево Ярославской губернии.

В 1892 г. окончил Ярославскую духовную семинарию, после чего продолжил обучение в Московской духовной академии, которую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия.

Был пострижен в иночество и рукоположен во иеромонаха.

С 1898 г. — инспектор Кутаисской духовной семинарии. В 1901 г. переведён в Тифлисскую духовную семинарию. С 1908 г. — преподаватель Вятской духовной семинарии. С 1909 г. — преподаватель Вологодской духовной семинарии. С 1911 г. — преподаватель Ярославской духовной семинарии.

Был активным популяризатором церковного пения в Ярославской епархии, организовал хор в Ярославской семинарии, а также в родном селе. Выступал за максимальный учёт местных традиций в церковном пении. Иеромонах Василий принадлежал к цвету российского учёного монашества. У него было как духовное, так и светское образование, считался первоклассным специалистом по церковной музыке. Известно, что все его братья обладали превосходными музыкальными способностями, в разное время все они были регентами в различных церковных хорах, один даже регентом архиерейского хора.

С 1916 г. преподавал в Ярославской железнодорожной школе. С 1918 г. работал учителем в общеобразовательной школе Ярославля, преподавал русскую литературу и пение.

Параллельно с учительством, активно участвовал в жизни епархии, входил в проповеднический кружок архиепископа Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), в епархиальное братство святителя Димитрия; в 1919 г. был избран членом Ярославского епархиального совета.

4 июня 1921 г. съезд духовенства и мирян Тутаевского уезда избрал иеромонаха Василия кандидатом на кафедру викарного епископа Тутаевского. Митрополит Агафангел (Преображенский) одобрил, а патриарх Тихон утвердил это решение.

Вскоре был пострижен в мантию с именем Вениамин.

9 октября 1921 г. был хиротонисан во епископа Тутаевского, викария Ярославской епархии, иногда его именовали епископом Романовским — по старому названию города Тутаева — Романов-Борисоглебск.

Как и митрополит Агафангел (Преображенский), резко выступил против обновленчества, и автоматически попал в поле зрения ОГПУ.

В 1922 г. был арестован и приговорён к 7 годам лишения свободы по обвинению в «использовании религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти». Освобождён в 1926 г. В среде верующих и его многочисленных почитателей считался великим молитвенником, старцем, подвижником, слыл прозорливцем.

12 июня 1927 г. вновь арестован в селе Пошехонье и этапирован во Владимирскую тюрьму через Тутаев. По свидетельству очевидцев, «летом 1927 г. по г. Тутаеву конвоиры водили уже пожилого человека с наполовину обритой, как у каторжника, головой, осыпая его ругательствами и побоями. В Тутаеве его хорошо знали».

На допросе заявил: «Я борюсь с неверием, среди неверующих есть люди и власти… Моя борьба касается их не как представителей власти, а как частных людей, поэтому я никогда не считал, что борюсь против Советской власти как власти». Был приговорён к трём годам ссылки в Казахстан, отбывал её в Уральской области. Первоначально жил в c. Джамбейты Уральской губернии. В конце 1928 г. его перевели в с. Каратюбе. Здоровье епископа Вениамина в заключении и ссылке окончательно было подорвано, он перенёс инсульт.

Резко негативно отнёсся к Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В одном из писем из ссылки писал:

— Декларация поставила Церковь в такое отношение к современному государству, какого (отношения) она принять не может, оставаясь Церковью. Наше государство открыто перед всем миром начертало на своём знамени — безбожие и борьба с религией, с православием в особенности. Борьба до победного конца, до полной смерти религии. Церковь никогда не может сказать такому правительству: «Я с нашим правительством», безбожному народу: «Я с нашим народом». Церковь никогда не может сказать «радости и успехи нашей гражданской родины — наши радости и успехи, неудачи ея — наши неудачи». Христианская наша родина под руководством богоборческого правительства систематически и быстро перестраивается. Она уже новая, строение ея во всех отраслях жизни — безбожное, антихристианское, образуется безбожная родина. Радости и успехи ея безбожного строения не могут быть радостями Церкви.

Тем не менее, отделяться от митрополита Сергия не стал, считая, что Предстоятель может быть осуждён только церковным собором или консенсусом православных иерархов:

— Я хочу быть послушным Церкви и её канону: без суда не суди. Я боюсь выступить с судом без суда Церкви.

16 ноября 1928 г. в письме священнику Николаю Розову владыка призывал священство епархии сохранять верность митрополиту Сергию вплоть до законного церковного суда:

— В большинстве взглядов Декларация составляет грех не в области догмата, а в области морали. Декларация не ересь, а скорее духовно-нравственное преступление. Но совершенства нет на земле, нет власти, которая бы не грешила. Грешит и человек власти, один более, другой менее. Но этот грех не уничтожает власти и не составляет фактора, лишающего её носителя права быть членом Церкви. Поэтому и митрополита Сергия терпеть можно, в особенности по обстоятельствам времени, в особенности при отсутствии ясного общего голоса Церкви о подлинной духовной природе его акта… Будь Собор — несомненно, митрополит Сергий, лишенный доверия, был бы заменён другим, но, можно с уверенностью думать, не лишён бы был церковного общения. Нет оснований исключать его из церковного общения и теперь, а значит, нет основания совершать отделение.

1 апреля 1930 г. был арестован по обвинению в «антисоветской» переписке со своими прихожанами. Виновным себя не признал, был тяжело болен: у него была парализована вся правая сторона тела. 10 сентября 1931 г. был приговорён к 10 годам лишения свободы, но приговор не был исполнен, так как владыка скончался 5 октября 1932 г. в тюремной больнице Уральска.

В августе 2000 г. епископ Вениамин (Воскресенский) был причислен к сонму Новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.