Преподобномученик Мардарий (Исаев)

(4 января 1886 – 18 марта 1938)

Дни памяти

18 марта

День преставления

Жизнеописание

Иеромонах Мардарий, в миру Михаил Исаевич Исаев, родился 4 января 1886 г. в дер. Савостино Микулинской волости Старицкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье.

Окончив сельскую школу, он до 24-х лет жил вместе с родителями.

В 1919 г. поступил в Желтиков монастырь в Твери и был пострижен в монашество с именем Мардарий.

В 1922 г. был келейником у священника Павла Соколова, впоследствии епископа Вольского Петра; служил псаломщиком в соборе г. Рыбинска; был иподиаконом у епископа Гервасия (Малинина) в Рыбинске.

В 1924 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1925 г. — во иеромонаха и назначен в храм в с. Федорицкое Мологского района Ярославской области. С 1929 г. служил в храме святителя Николая с. Деревеньки Угличского района.

Во время служения в Ярославской епархии отец Мардарий сблизился с архиепископом Угличским Серафимом (Самойловичем), который с 1924 по 1926 гг., в связи с арестом митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского), фактически управлял Ярославской епархией. В архиепископе Серафиме крестьянский сын, избравший служение Господу и Его Святой Церкви, нашёл близкого по духу подвижника.

Впоследствии, когда ОГПУ вызвало одного из священников, чтобы он охарактеризовал иеромонаха, тот сказал следующее:

— В личной жизни иеромонах Мардарий представляет из себя монаха-аскета, строго исполняющего предписания монашеской жизни, преданного церковности, весьма аккуратного и истово совершающего богослужения, и при этом очень часто, в сравнении с окружающим духовенством. Его богослужение привлекает массу богомольцев. Проповедей иеромонах Мардарий не произносил, но духовные наставления давал на исповеди, вот почему его авторитет как духовника и духовного руководителя среди его последователей был очень велик. Исповедь его была очень продолжительная, и в этом отношении, несомненно, он оставил далеко позади всех своих сослуживцев-священников. В этой исповеди причина его популярности.

Многие священники были тогда уже арестованы, и иеромонах Мардарий оказывал им материальную помощь через их родственников. Сам он во время служения в с. Деревеньки по многочисленности своей паствы ни в чём не нуждался и щедро помогал другим. Отца Мардария верующие полюбили за его кроткий и смиренный нрав. Увидев в нём человека святой жизни, стремящегося ко спасению, к нему стали идти все жаждущие достичь жизни вечной.

Видя такое стечение людей, отец Мардарий стал готовиться к аресту, а, чтобы по возможности отдалить его, держался сдержанно и осторожно, дабы не дать ищущим повода в чём-либо себя обвинить.

Иеромонах Мардарий был арестован в феврале 1933 г. На допросах он показал, что его посещает много верующих не только из деревень, но и городов. Случаи бесед с крестьянами у него бывали, но бесед против коллективизации он не вёл. Исповедь у него была продолжительностью пять-десять минут и проходила до начала богослужения. На исповеди он, как священник, призывал к вере в Бога и жизни по заповедям. Он подтвердил следователю, что действительно является единомышленником архиепископа Угличского Серафима (Самойловича).

11 июня 1933 г. иеромонах Мардарий был доставлен в тюрьму г. Углича. Узнав об этом, верующие отправились в Углич и стали хлопотать об освобождении пастыря. 13 июля 1933 г. уполномоченный постановил освободить отца Мардария и 17 июля взял у него расписку, что он покинет район, после чего отец Мардарий уехал в Рыбинск.

Летом 1935 г. иеромонах Мардарий был назначен служить в храм с. Юрьевского Мышкинского района Ярославской области и возобновил истовое богослужение по монастырскому укладу, которое при беспросветности окружающей жизни и гонениях Советской власти, осталось единственной духовной пищей, укрепляющей человеческие души.

9 января 1937 г. сотрудники НКВД арестовали отца Мардария и заключили его в тюрьму г. Углича. Допросы продолжались в течение нескольких месяцев. Священнику вменялось то, что он, «на протяжении длительного периода времени занимался антисоветской агитацией и распространением среди населения провокационных слухов», «в срыве колхозных работ из-за религиозных обрядов», а также, являясь «активным тихоновцем, ярым противником Советской власти, пытался привить свою ненависть к существующему строю тем людям, в среде которых вращался». Отец Мардарий отверг все обвинения и виновным себя не признал.

В июне 1937 г. следствие было закончено, и 9 июля отцу Мардарию предоставили возможность ознакомиться с обвинительным заключением, где говорилось о том, что он «проводил антисоветскую агитацию и распространял среди населения церковную литературу антисоветского содержания».

10 декабря 1937 г. состоялось заседание специальной коллегии Ярославского областного суда. Отвечая в суде, иеромонах Мардарий сказал, что вполне понимает, в чём его обвиняют, но виновным себя в этом не признает — распространением церковной литературы и агитацией против Советской власти не занимался. Суд определил, что, поскольку на судебное заседание не явилось несколько свидетелей, «слушание дела отложить до следующего судебного заседания». К этому времени иеромонах Мардарий почти год находился под следствием в угличской тюрьме.

Впоследствии, дело отца Мардария было передано внесудебной тройке НКВД, которая 17 марта 1938 г. приговорила его к расстрелу.

Иеромонах Мардарий (Исаев) был расстрелян на следующий день, 18 марта 1938 г., и погребён в общей безвестной могиле.

Реабилитирован 25 мая 1989 г.

В августе 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеромонах Мардарий (Исаев) был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.