Священномученик Леонид (Антощенко)

(6 августа 1872 – 7 января 1938)

Дни памяти

8 января

День преставления

Жизнеописание

Епископ Леонид, в миру Лаврентий Евтихиевич Антощенко, родился 6 августа 1872 г., в праздник Преображения Господня, в дер. Мало-Николаевка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (совр. Бахмутский район Донецкой области) в семье крестьян.

30 мая 1896 г., после окончания городского училища, поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, а 26 мая 1898 г. определён послушником этой обители.

Через шесть лет, 30 июля 1904 г., Лаврентий Антощенко был переведён в Московский кафедральный Чудов монастырь, где 8 августа 1905 г. пострижен в монашество с именем Леонид, а 16 октября того же года рукоположен во иеродиакона. Помимо совершения богослужений, отец Леонид нёс клиросное послушание, занимал должность смотрителя архиерейских покоев при Чудовом монастыре, а затем был назначен казначеем обители.

В марте 1910 г. иеродиакон Леонид был назначен заведующим Петербургским подворьем Пекинской духовной миссии. В связи с этим он неоднократно выезжал в Санкт-Петербург и 21 марта подал прошение на имя митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского): «Ввиду вызова меня в Санкт-Петербург для занятия должности настоятеля Пекинского миссионерского подворья смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство разрешить мне месячный отпуск до окончательного утверждения меня в этой должности и пересылки моих документов из Московской духовной консистории». На этом документе имеется резолюция владыки Владимира: «Препятствий к переходу отца Леонида на должность настоятеля Пекинского миссионерского подворья с моей стороны не встречается».

Аналогичное прошение о переводе в Санкт-Петербург иеродиакон Леонид подал и на имя наместника кафедрального Чудова монастыря архимандрита Арсения (Жадановского). К переходам из одной монашеской обители в другую в то время относились весьма внимательно. В связи с этим архимандрит Арсений составил для иеродиакона Леонида удостоверение, свидетельствующее, кроме прочего, и о том уважении, которым пользовался будущий священномученик в Чудовом монастыре: «Сим удостоверяю, что иеродиакон Леонид назначен настоятелем Пекинского миссионерского подворья в Петербург не по собственной просьбе, а по предложению, так что в данном случае он исполняет монашеское послушание, а в Чудовом монастыре он всегда может быть желательным насельником».

Таким образом, 26 марта 1910 г. епископ Иннокентий (Фигуровский), начальник Пекинской духовной миссии, издал распоряжение, согласно которому иеродиакон Леонид (Антощенко) назначался заведующим Петербургским подворьем миссии. Вскоре он был рукоположен в сан иеромонаха и приступил к исполнению своих обязанностей.

В 1911 г. отцу Леониду было поручено строительство храма миссии в Петербурге, закладку которого 8 мая 1911 г. торжественно совершил епископ Вологодский Никон (Рождественский). С этим послушанием священник справлялся успешно: уже к осени того же года был выстроен нижний храм во имя Архистратига Божия Михаила, который в ноябре 1911 г. освятил архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский). После молебна верующие, в знак признания заслуг отца Леонида, подарили ему золотой наперсный крест. 14 августа 1913 г. епископ Иннокентий освятил престол в честь Рождества Христова в верхнем храме миссии, а к 1914 г. постройка церкви и прилегающих к ней строений была завершена полностью.

С декабря 1912 г. при Петербургском подворье действовала церковно-приходская школа, где иеромонах Леонид проводил с людьми пастырские беседы, занимался с ними церковным пением. При подворье были устроены также приют для китайских детей, обучавшихся в Петербурге, справочное бюро для отправляющихся на Дальний Восток, школа певчих, книжный склад с китайскими книгами и библиотека. Здесь же располагалось «Общество трезвости», деятельность которого была особенно важна в связи с тем, что подворье находилось в районе «по преимуществу с рабочим населением: пьянство, разврат, невежество и другие темные явления… указывали на необходимость развития религиозно-просветительской деятельности». К 1914 г. Общество насчитывало более 30 тысяч человек, по заведённому обычаю каждодневно за богослужением утром и вечером происходила запись желающих дать обет трезвости.

Свидетельством доверия к иеромонаху Леониду были и другие ответственные поручения: 3 августа 1913 г. он освящал часовню во имя Спаса Нерукотворного на территории Московского подворья Пекинской духовной миссии, а 18 октября 1914 г. здесь же участвовал в освящении храма. Одним из возложенных на священника послушаний было строительство в 1915–1916 гг. церкви в Харбине, где также находилось подворье Пекинской духовной миссии. Но вследствие начавшейся в России революции, эта работа не была завершена.

Одной из главнейших целей Петербургского подворья был сбор средств в пользу Миссии, располагавшейся в Китае, не имевшей особых доходов и нуждающейся в подобных пожертвованиях. В год празднования 300-летия Дома Романовых, в память этого события было решено воздвигнуть в Пекине величественный собор. Сотрудники Петербургского подворья приняли активнейшее участие в сборе средств. «Ни один православный человек в России не откажется дать посильную лепту на дело благовестия в чужих землях. Он видит в этом долг свой по отношению к исповедуемому им Православию», — писал в связи с этими событиями один из современников.

Труды иеромонаха Леонида на ниве Христовой получили признание. Ещё в 1913 г., после освящения верхнего храма Пекинского подворья, по ходатайству епископа Иннокентия (Фигуровского), Святейший Синод вынес постановление о награждении его «за отлично-усердную и полезную службу Церкви Божией» наперсным крестом, а в 1919 г. священник был возведён в сан архимандрита.

В 1914 г. у Петербургского подворья появился «филиал» — жители пригородного поселка Отрадное пожертвовали Пекинской миссии землю для возведения храма. 19 августа 1914 г. иеромонах Леонид служил здесь Литургию во временном деревянном храме. «Этот временный барак-храм является пунктом, объединяющим всех жителей Отрадного, здесь, по-видимому, всякий чувствует себя как дома, и отношение жителей к храму самое благожелательное, каждый старается в чём-нибудь потрудиться для своего храма», — писал священник впоследствии. Эту особую атмосферу отмечал и ректор Петроградской духовной академии епископ Ямбургский Анастасий (Александров), совершивший богослужение в Отрадном. После Литургии владыка обратился к народу с прочувствованным словом, в котором сказал, что, несмотря на крайнюю бедность данного храма, он «ни в одном богатом храме не молился так горячо, как здесь».

В ходе революции и гражданской войны связи Пекинской духовной миссии с Петроградским подворьем были прерваны. После закрытия подворья в 1919 г. храм, располагавшийся в Петрограде на Воронежской улице, стал приходской церковью, а архимандрит Леонид (Антощенко) — её настоятелем. Священник также являлся председателем церковной двадцатки, пользовался у верующих огромным авторитетом. В выписке из протокола заседания общего собрания прихожан от 26 ноября 1922 г. было указано: «Принимая во внимание заслуги архимандрита Леонида как председателя прежнего состава двадцатки, выразившихся в его тактичности и административной твёрдости, проявившихся, главным образом, при изъятии церковных ценностей… просить отца Леонида встать во главе вновь избранной двадцатки в качестве Председателя».

При храме действовало братство Царицы Небесной, объединявшее 3 тысячи человек и способствовавшее сохранению веры в душах жителей города. Конечно, быть настоятелем прихода в условиях жестоких гонений на Церковь было нелегко: в 1922 г. отец Леонид был арестован ОГПУ первый раз и провёл в заключении 1 месяц.

Архимандрит Леонид проживал в Ленинграде до 1927 г. Свидетельством его духовной опытности, доверия к нему стало и то, что 26 июня 1927 г. он был рукоположен во епископа Переславль-Залесского, викария Владимирской епархии. Проживал владыка в Переславле, на ул. Трубежной, 15. Епископ Леонид совершал богослужения, принимал у себя жаждавших утешения и духовного руководства священнослужителей и мирян. К 1930 г. под его началом в Переславле действовало 18 церквей, в городе находились мощи святых Ярославских чудотворцев. Храмы, где пребывали святыни, служили местом паломничества, тысячи прихожан собирались здесь в праздники, многие получали исцеление от душевных и телесных недугов. В 1928 г. верующие пытались отстоять соборный храм, а после его закрытия просили возвратить купленные на их средства церковное имущество и почитаемую икону Ростовских чудотворцев. Под заявлением об этом стояло 40 подписей.

Такое оживление религиозной жизни не устраивало Советскую власть. 1 февраля 1930 г. епископ Леонид был арестован по ложному обвинению в антисоветской деятельности, противодействии мероприятиям властей, хранении контрреволюционной литературы, провоцировании массовых беспорядков на почве распространения слухов о закрытии церквей. На единственном допросе, состоявшемся тогда же, своей вины владыка не признал, указав на то, что «контрреволюционной деятельности в своей епархии не замечал, был связан с духовенством по служебным вопросам».

2 марта 1930 г. решением тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области он был осуждён на 5 лет лишения свободы и отправлен в Пинюгские лагеря, располагавшиеся в Кировской области. Заключенные строили здесь земляное полотно для железной дороги Пинюг — Сыктывкар. Работать приходилось вручную, с помощью лопат, землю возили на тачках, трудились при сильнейших морозах, легко одетые. Работая на строительстве железной дороги, владыка духовно окормлял христиан, находящихся в лагере: исповедовал, причащал Святыми Дарами, присылаемыми из Москвы, и даже совершил монашеский постриг. По воспоминаниям очевидцев «худенький, с небольшим чуть продолговатым лицом, с большой открытой улыбкой в сочетании с искрящимися радостью глазами, он ободрял верующих, вызывал у общающихся с ним людей ответную духовную радость».

Несмотря на тяжёлые условия жизни и строгий надзор, заключённым удавалось совершать в лагере богослужения. Вот как описывает в книге «Далёкий путь» архимандрит Сергий (Савельев), постриженик владыки Леонида и очевидец тех событий, празднование Пасхи в 1930 г.:

— В бараке была полная тишина. Вдруг, ровно в двенадцать часов, раздался певучий голос: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Мгновенно со всех концов барака люди устремились к поющему. Пел священник, и даже в облачении. На нём были фелонь из простыни и епитрахиль из полотенца. С великим воодушевлением пропели пасхальный канон и стихиры Пасхи.

На другой год верующих вынудили встречать праздник Пасхи на нарах и в безмолвии.

По досрочном освобождении из заключения, в сентябре 1932 г., епископ Леонид был назначен епископом Александровским, викарием Владимирской епархии. Но вскоре его вновь арестовали и сослали в г. Балахну Нижегородского края. Владыка поселился здесь в маленьком домике в два окна, ежедневно ходил в церковь.

В 1933 г. последовала новая ссылка — в г. Сенгилей близ Ульяновска. Отсюда он посылал письма-утешения своим духовным чадам — «внучатам», часто подписывая их «Дедушка». Из этих посланий можно составить представление о жизни владыки в тот период, о его духовном руководстве своими чадами.

31 марта 1934 г. епископ Леонид писал:

— Я, слава Богу, пока здоров и благодушен. Благодаря заботам старых друзей ни в чём не нуждаюсь… Никто и ничто не нарушает здесь моего уединения. По-прежнему ежедневно хожу в храм Божий, где вспоминаю молитвенно вас всех.

А вот фрагмент из письма, датированного 1 сентября 1934 г.:

— Предстоящая жизнь пусть тебя не смущает. Пусть боятся и дрожат за свою будущность те, которые не имеют упования. Наша же будущность ясна, как на ладони. Дорога, по которой нам надлежит идти, уже прекрасно проторена. Конечная цель ясна, и хорошие результаты обеспечены. Будем благодушны и верны.

Срок этой ссылки закончился 10 декабря 1934 г.

29 декабря епископ Леонид был на приёме у митрополита Сергия (Страгородского), Патриаршего местоблюстителя, и получил назначение на Кунгурскую кафедру, куда прибыл 30 января 1935 г.

Служил здесь архиерей до марта 1935 г., а затем некоторое время находился на покое, поселившись 29 июня 1935 г. в с. Теряево-Слобода Волоколамского района Московской области, в церкви которого и совершал богослужения.

В одном из писем владыка так описывал свою жизнь под Волоколамском:

— Живу я близ храма. Храм прекрасный. Службы совершаются четыре раза в неделю: в воскресенье, среду, пятницу и субботу. Накануне воскресных и праздничных дней служатся всенощные… Вблизи находится Иосифовский монастырь с великолепной рощей и озёрами. Сейчас здесь дышится очень хорошо, и я буду очень рад своих дорогих внучат видеть здесь. Добро пожаловать!

После новой встречи с митрополитом Сергием, состоявшейся в июле 1936 г., епископ Леонид был направлен в Свердловск, но местные власти не позволили ему там служить.

Последней кафедрой владыки стала Марийская, куда он был назначен в марте 1937 г. «Уже из вагона епископ Леонид благословил провожающих и тут же пророчески указал на себя в грудь и в землю», — вспоминал архимандрит Сергий (Савельев) о проводах владыки в Марийскую область.

Епископ Леонид поселился в Йошкар-Оле по адресу Зарубинская, 4 (совр. ул. Комсомольская), а с 1 октября 1937 г. перебрался в с. Семёновка, где служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

Руководствуясь указаниями митрополита Сергия, с которым вновь встречался в июне 1937 г., епископ Леонид управлял Марийской епархией, совершал рукоположения в священный сан и назначал священнослужителей на приходы, призывал верующих не ходить в обновленческие храмы, что во второй половине 1930-х гг. в Марийском крае было по-прежнему актуально. К примеру, Вознесенская церковь — последняя из незакрытых к середине 1930-х гг. в Йошкар-Оле, в июне 1935 г. перешла в руки обновленцев. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Семёновка таким образом стала оплотом православия, сюда стекались верующие со всей округи.

Согласно документам государственных и партийных органов того времени, с приездом епископа Леонида на Марийскую кафедру религиозная жизнь населения республики активизировалась. Такая деятельность архипастыря, конечно, не осталась без внимания советских властей во время массового террора.

21 декабря 1937 г. владыка был арестован и помещен в Йошкар-Олинскую тюрьму. На допросах, состоявшихся 22 и 27 декабря, виновным в контрреволюционной деятельности епископ Леонид себя не признал. 29 декабря 1937 г. тройка НКВД по Марийской АССР приговорила 65-летнего епископа к расстрелу. Приговор привели в исполнение 7 января 1938 г. — в праздник Рождества Христова.

23 мая 1989 г. епископ Леонид был реабилитирован.

Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 г. епископ Леонид (Антощенко) был причислен к лику Новомучеников и исповедников Российских. Чин прославления святого был совершён 19 сентября 2002 г. в Мироносицком монастыре Йошкар-Олинской епархии. В 2008 г. архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн (Тимофеев) освятил скульптурный памятник священномученику Леониду, установленный на площади князя Оболенского-Ноготкова в центре Йошкар-Олы.