Страстотерпец Борис Ростовский
(ок. 990 – 24 июля 1015)
Дни памяти
15 мая
Перенесение мощей
6 августа
День преставления
Жизнеописание
Святой благоверный князь-страстотерпец Борис, в крещении Роман, — первый русский святой, канонизированный Русской Церковью вместе с братом — благоверным князем-страстотерпцем Глебом.
Борис и Глеб — младшие сыновья святого равноапостольного князя Владимира и византийской царевны Анны. Были воспитаны в христианском благочестии.
Борис получил хорошее образование, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.
Борис отличался милосердием и сердечной добротой, подражая примеру отца —равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
Ещё при жизни отца Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь прославился также как храбрый и искусный воин.
Версия, известная как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели Бориса и Глеба.
В 1015 г. заболел отец братьев — великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола единокровным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его.
Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, на самом деле хотел устранить потенциальных претендентов на обладание княжеством, убив сыновей Владимира. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр с поручением убить брата — так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только тот, вдвойне опечаленный смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом.
Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав, что тот ещё жив, послал двух варягов прикончить его, что они и сделали, поразив его мечом в сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме святого Василия Великого.
После убийства святого Бориса Святополк послал к его брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца, для того чтобы убить возможного претендента на Киевский престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило святого, который сам был воспитан в правилах христианской веры и не мог предположить такого злодейства со стороны их брата Святополка.
5 сентября 1015 г., недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем ещё юную жизнь. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар Глеба перерезал ему горло. Смертельные раны мученик вменил ни во что ради Господа. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», в простом деревянном гробу.
В 1019 г., когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, а мощи святых братьев остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: святые Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящён 24 июля 1026 г. митрополитом Киевским Иоанном.