Священномученик Андроник (Никольский)
(1 августа 1870 – 20 июня 1918)
Дни памяти
20 июня
День преставления
Жизнеописание
Архиепископ Андроник, в миру Владимир Александрович Никольский, родился 1 августа 1870 г. в семье псаломщика Преображенской церкви с. Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии.
В 1885 г. окончил Угличское духовное училище, в 1891 г. — Ярославскую духовную семинарию по первому разряду, в 1895 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Древнецерковное учение об Евхаристии как жертве в связи с вопросом об искуплении».
1 августа 1893 г. Владимир был пострижен в монашество с именем Андроник, 6 августа 1893 г. рукоположен в сан иеродиакона. 22 июля 1895 г. — в иеромонаха.
В 1895 г. отец Андроник был назначен помощником инспектора в Кутаисской духовной семинарии. С августа 1896 г. — преподаватель гомилетики, а затем инспектор Александровской миссионерской семинарии в Ардоне. 20 марта 1897 г. определением Святейшего Синода «за усердную и полезную службу по семинарии и частое проповедание слова Божия» был назначен соборным иеромонахом Московского Донского монастыря и награждён наперсным крестом.
В сентябре 1897 г. иеромонах Андроник был назначен членом Русской духовной миссии в Японии. Путешествуя в Японию через Италию, Грецию и Северную Америку вместе с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию, знакомился с современным состоянием христианства — католицизма и православия, посетил древние христианские святыни — катакомбы и гробницы мучеников, развалины Колизея. Впоследствии писал, что молитва у мест, освящённых кровью первомучеников-христиан, вдохновляла его и архимандрита Сергия на подвижническое служение Церкви — сделать так, чтобы «церковное начало жизни было святым и полным началом для всех нас». Ухудшение здоровья, вызванное трудностями акклиматизации, а также известие о смерти отца, вынудили его возвратиться в Россию.
С 5 марта 1899 г. по 13 января 1900 г. отец Андроник занимал должность ректора Ардонской миссионерской семинарии, тогда же был возведен в сан архимандрита. Был уволен от должности по прошению.
По приглашению епископа Уфимского Антония (Храповицкого) в 1900 г. приехал в Уфу. 16 октября по ходатайству архиерея назначен ректором Уфимской духовной семинарии и благочинным монастырей епархии.
5 ноября 1906 г. архимандрит Андроник был хиротонисан во епископа Киотосского и назначен помощником миссионера архиепископа Николая (Касаткина). Прибыв в Осаку, нашёл православную общину в плачевном состоянии — храм посещало не более 10 человек, на клиросе читал и пел один псаломщик. Своё служение епископ Андроник начал с того, что в будние дни посещал дома прихожан, знакомился с их семьями, беседовал, проповедовал, узнавал их нужды. За время служения владыки в Японии число людей, посещавших храм, значительно возросло, на богослужениях пел большой смешанный хор. Миссионерские труды в неблагоприятном для него климате вновь привели к ухудшению здоровья, и 5 июля 1907 г. Святейшим Синодом епископу был предоставлен отпуск.
В октябре 1907 г. владыка был командирован в Холм (совр. территория Польши) для замещения епископа Евлогия (Георгиевского) во время сессий Государственной думы. В своих устных и письменных обращениях обличал католицизм, как «злейшую и пагубнейшую латынскую ересь».
С 14 марта 1908 г. — епископ Тихвинский, первый викарий Новгородской епархии, товарищ председателя Новгородского отдела Императорского православного палестинского общества.
С 1911 г. — почётный председатель Новгородского и Пермского отделов Союза русского народа. Придерживался правых политических взглядов: идеализировал русское средневековье, «веру христианскую и Царя самодержавного» рассматривал как неразрывное «святое, народное, историческое достояние». Автор брошюры «Беседы о Союзе Русского Народа», в которой не только активно защищал участников этой организации от критики со стороны либералов, но и стремился обосновать с позиций православного вероучения многие постулаты монархической идеологии.
С марта 1913 г. — епископ Омский и Павлодарский. В Омске организовал миссионерские курсы для духовенства трёх сибирских епархий. Убеждал духовенство в необходимости поездок священнослужителей в деревни, расположенные далеко от храмов, для совершения исповеди и причащения.
С июля 1914 г. — епископ Пермский и Соликамский. 1 июля 1916 г. титул был изменён на «Пермского и Кунгурского» в связи с образованием Соликамского викариатства.
Время служения владыки Андроника было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Устраивались лекции, беседы, собрания духовенства и мирян, проводились занятия миссионерского и певческого кружков.
В годы Первой мировой войны епископ Андроник принимал деятельное участие в помощи воинам, посещал раненых, поступавших с октября 1915 г. в Пермский лазарет, предписал ввести во всех монастырях Пермской епархии непрестанное богослужение, благословил всем женских монастырям епархии выделить по два человека для сбора пожертвований по сёлам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.
Заботясь о миссионерской деятельности среди старообрядцев, владыка способствовал организации в Пермской губернии единоверческих приходов. Поскольку из-за недостатка пастырей многие единоверческие приходы подолгу оставались без священников, стараниями владыки Андроника в Перми были учреждены пастырские курсы для подготовки единоверческих священнослужителей. Обучение заканчивалось торжественным богослужением, Литургию в единоверческом храме совершал по служебнику XVI в. сам архиерей.
В 1916 г. в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма, проводившиеся под руководством пермского епархиального миссионера А.Г. Куляшева. Слушателям сообщались сведения о современном состоянии атеизма за границей и в России с научной постановкой вопросов о Боге, мире и человеке, причём обращалось особенное внимание на те положения в вопросах веры, которые оспаривались атеистами. Слушатели курсов проводили миссионерские беседы, по праздникам и воскресным дням учились произносить в храмах проповеди, которые затем разбирались на лекциях.
В 1916 г. епископ Андроник ездил на фронт Первой мировой войны, где 12 августа в Штабе верховного главнокомандующего имел беседу с императором Николаем II. Владыка считал пагубным равнодушие многих архиереев к проблемам современной общественной жизни, высказывал императору своё негативное отношение к некоторым сторонам государственной политики, резко отрицательно по отношению к Григорию Распутину, пытался отговорить Николая Александровича от поддержки «старца».
При владыке Андронике в Пермской епархии было построено несколько храмов, в том числе собор Белогорского монастыря. При одном из храмов было организовано попечительство о бедных, имевшее свою столовую, где обеды выдавались по дешевой цене всем желающим, а нуждающимся — бесплатно. При свечном заводе и на подворье Белогорского монастыря открылись книжные лавки. При храме училища слепых был устроен детский приют. Воскресенская церковь содержала на свой счет богадельню, в которой жили около 50-ти престарелых. При кафедральном соборе организовалось общество хоругвеносцев, насчитывавшее несколько десятков человек, в 1917 г. была создана дружина по охране собора и архиерейского дома. Владыка Андроник придавал большое значение кружкам ревнителей благочестия, в которых видел помощников пастырям в христианском воспитании народа, устраивал паломничества к святым местам.
После Февральской революции в марте 1917 г. Пермский исполнительный комитет послал телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве соорганизоваться».
В 1917–1918 гг. работал в отделах Предсоборного совета, являлся членом Поместного собора, был избран председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства, вошёл в состав Издательского отдела Собора, после Октябрьской революции обеспечивал выход в свет документов и посланий Собора.
В январе 1918 г. обратился к пастырям Пермской епархии с воззванием, в котором наставлял их быть руководителями народной совести: «Настал час ещё большей и страшной тяготы, решающий судьбу нашего Отечества. Уже открывается почти явное гонение на святую нашу веру. Уже выкрикивают отщепенцы от веры, что надо отобрать церкви и монастыри и обратить их в театры и подобное… Время страшное, время если не антихристово, то весьма предшествующее ему по своим признакам. А мы будем бездействовать?! Да не будет сего осуждения на вас».
12 апреля 1918 г. ко дню Святой Пасхи владыка был возведен в сан архиепископа.
29 апреля 1918 г. у архиепископа Андроника был произведен обыск. Его обвиняли в призывании народа к вооруженному сопротивлению Советской власти, на что владыка ответил: «Моя вера и церковные законы повелевают мне стоять на страже веры и Церкви Христовой и её достояния. Если этого не буду исполнять, то я перестаю быть не только архиереем, но и христианином. Посему вы можете меня сейчас же повесить, но я вам гроша церковного не выдам, вы через мой труп пойдёте и захватите, а живой я вам ничего церковного не выдам. Так я верую и поступаю, призываю и православный народ даже до смерти стоять за веру». Ожидая ареста, держал себя совершенно спокойно, ежедневно исповедовался и приобщался Святых Таин. На случай своего ареста оставил распоряжение: «Арестованный рабоче-крестьянским правительством, запрещаю священно-церковнослужителям Перми и Мотовилихи совершение богослужений, кроме напутствия умирающих и крещения младенцев».
17 июня 1918 г. был арестован. В ночь на 20 июня чекисты вывезли архиерея в окрестности Перми. Убийцы требовали, чтобы он снял свой запрет на совершение богослужений. Владыка отказался, его заставили копать себе могилу и лечь в неё. После этого чекисты начали забрасывать его землей, несколько раз выстрелили в лежащего архипастыря и закопали могилу.
В 1981 г. решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей архиепископ Андроник был канонизирован в лике священномученика со включением в Собор новомучеников и исповедников Российских. В 1999 г. был причислен к лику местночтимых святых Пермской епархии.
В августе 2000 г. прославлен для общецерковного почитания в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
4 мая 2017 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученик Андроник включен в собор «Отцев Поместнаго Собора Церкви Русския 1917–1918 годов».