Благоверный князь Андрей Смоленский
(? – 1390)
Дни памяти
5 июня
Собор Ростово-Ярославских святых
9 ноября
Обретение мощей
Жизнеописание
Благоверный князь Андрей Смоленский происходил от потомков князя Ростислава Мстиславича, а отечество и княжение имел в Смоленске. Год его рождения и время княжения неизвестны, так как святой скрывал своё происхождение. Отцом его называют князя Феодора слепого Фоминского, современника великому князю Симеону Гордому.
Смоленское княжество при умножении князей Смоленских раздроблено было на мелкие части; поэтому при дележе достояний происходили ссоры между родичами. Прискорбно было блаженному князю Андрею быть предметом зависти своих братьев и видеть вражду их из-за земных стяжаний. Чтобы сохранить мир души и покой непорочной совести, после смерти своих родителей он добровольно отказывается от княжества, раздает всё своё имение, облачается в рубища нищих и, в образе нищего, тайно от родных и знакомых, оставляет Смоленск и направляется к северным странам.
У него не было заранее обдумано место, где бы он мог поселиться, чтобы в неизвестности совершать подвиги благочестия. Святой совершенно предался водительству Божию, творя в пути молитву: «Призри на мя, Господи, и помилуй мя: стопы моя направи по словеси Твоему и да необладает мною всякое беззаконие: избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». Так шествуя по многим городам, в 1360 г. он остановился наконец в Переславле-Залесском, здесь и нашёл удобное для своих подвигов место, близ городских ворот, именуемых Никольскими, при церкви святителя и чудотворца Николая.
Чтобы иметь возможность всегда видеть красоту церковную и в ней поучаться заповедям Господним, блаженный князь принял на себя пономарское служение в этом храме: строго хранил чистоту в церкви и со всякою благопокорностию помогал священнику, служащему в ней. По окончании церковных служб пребывал в непрестанных трудах и подвигах благочестия — днём занимался ручными работами, а ночи проводил в молитве и коленопреклонениях. Во время своего служения при церкви соблюдал строгое молчание, безропотно перенося и голод, и жажду, и наготу, лишая себя даже необходимого в жизни. Для умерщвления своей плоти постоянно носил на себе тяжёлые железные вериги, претерпевая в то же время всякое оскорбление и нужду. Пребывал блаженный в таких строгих подвигах самоотвержения, со времени прихода его из Смоленска, 30 лет, будучи никому неизвестен, кто он такой и откуда пришёл.
Когда в 1390 г. Андрей преставился, на его теле нашли золотую цепь и перстень — знаки княжеского достоинства, железные вериги — знак тайного подвижничества, а также небольшую записку, на которой его рукой было написано: «Аз есмь Андрей, един от смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое, и дом, и прочее». Князя-пономаря похоронили при Никольской церкви, обернув его тело берестой. Впоследствии золотая цепь и перстень были взяты великим князем Иоанном III Васильевичем, давшим за них в церкви святителя Николая ругу.
Вероятно, тогда и было совершено местное прославление святого Андрея Смоленского, составлена служба и написана икона; в церкви хранились вериги святого.
Во времена преподобного Даниила, возможно по причине запустения церкви святителя Николая, празднование памяти благоверного князя Андрея Переславского уже не совершалось. Преподобный Даниил, уроженец Переславля, хорошо знал устные предания об Андрее, посещал храм, где святой князь некогда пономарил, видел его могилу, вериги и образ, и решил возобновить празднование памяти князя. В 1539 г., находясь в Москве по делам обители, преподобный Даниил испросил средств у малолетнего государя Иоанна IV Васильевича, своего крестника, и у митрополита Иоасафа на обновление обветшавших переславских церквей Иоанна Предтечи и святителя Николая. Преподобный Даниил рассказал также царю и митрополиту, что при Никольском храме лежат мощи Андрея Переславского и что ему ранее совершалась церковная служба, и получил благословение на освидетельствование останков святого.
Святые мощи обрели целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берестовыми скалами и издававшие благоухание: волосы на его голове были длинные и русые «яко цвет цветяхуся», одежда с медными пуговицами была скутана на одну сторону и оказалась целою с головы до ног. Крупицы бересты, осыпавшиеся при отгребании земли, многие недужные брали с верою — и исцелялись.
Вероятно, в это время принадлежавшие святому князю Андрею златая цепь, гривна и перстень взяты были к царю Иоанну Васильевичу Грозному на благословение царского дома. А царем Иоанном повелено за это выдать Никольской церкви жалованье.
По донесению преподобного Даниила из Москвы приехали архимандрит Чудова монастыря Иона (Собина) и протопоп Успенского собора Гурий. Несмотря на нетленность мощей, наличие древней иконы и службы святому, а также свидетельства больных, исцелившихся при открытии мощей, архимандрит Иона и протопоп Гурий не поверили в святость князя и даже укорили Даниила в самовольном освидетельствовании мощей. Мощи Андрея покрыли пеленами, положили в новый гроб и захоронили.
Впоследствии имя святого князя было включено в святцы. Под 27 октября «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переславле-Залесском» отмечено в месяцеслове монаха Симона (Азарьина). Кроме того, память Андрея Переславского под 30 ноября отмечена в Кайдаловских святцах. Указом Переславской консистории от 14 августа 1749 г. было предписано поминать Андрея Смоленского на литиях и отпустах по всей Переславской епархии.
Можно предположить, что после обретения мощи были устроены «под спудом» внутри возобновлённой деревянной церкви святителя Николая, которая с тех пор именовалась и церковью благоверного князя Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие, на котором находилась пелена и иконы Пресвятой Богородицы и святого, остались целы. В 1714 г. на месте деревянного храма был выстроен каменный и при нём учрежден девичий монастырь во имя благоверного князя Андрея Смоленского и Переславского, упраздненный в 1764 г. В дальнейшем при церкви святителя Николая были устроены приделы: в честь великомученика Димитрия Солунского и благоверного князя Андрея Смоленского и Переславского; церковь была приходской, разрушена в советское время. Второе обретение мощей Андрея Переславского совершилось в 2000 г., на месте обретения установлен деревянный крест. В настоящее время мощи святого покоятся в Никольском женском монастыре Переславля.