Синодики: про историю и про нас

В рамках Переславского Феодоровского историко-культурного форума 17 и 24 сентября 2020 года в онлайн-режиме пройдёт II научно-практическая конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов», заседания которой будут посвящены как историко-архивной тематике, так и современной социокультурной роли монастырей.

Однако это не единственный просветительский проект форума. Так, 8 сентября состоялось награждение победителей Первого конкурса научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых учёных по изучению истории русских православных монастырей, проведение которого инициировал в нынешнем году Феодоровский женский монастырь Переславля-Залесского. Одна из победивших в конкурсе работ называется «Документирование договорных отношений человека с Церковью во Вкладных книгах и Синодиках». О том, почему эта тема важна не только для монастыря и даже не только для исторической науки, рассказывают автор работы Евгения Лашманова, магистрант 2-го курса факультета документоведения технотронных архивов Историко-архивного института РГГУ, и её научный руководитель Анастасия Юрьевна Конькова, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов Историко-архивного института РГГУ.

— Почему для вас было важно участие в конкурсе Феодоровского женского монастыря?

Анастасия Конькова: Я участвовала в работе как научный руководитель магистра. Идею подал наш декан Григорий Николаевич Ланской, который активно сотрудничает с монастырём. Он предложил эту тему мне, тема показалась мне очень интересной. Я озвучила предложение своей ученице Евгении Лашмановой, зная, что она человек воцерковлённый, и мы решили, что сходим на презентацию, посмотрим. По итогам презентации у нас состоялась очень тёплая беседа с организаторами конкурса.

— Является ли работа «Документирование договорных отношений человека с Церковью во Вкладных книгах и Синодиках» частью какого-то более обширного исследования?

Анастасия Конькова: Тема была предложена как раз в той беседе. Я сказала представителям монастыря, что мы с Евгенией представляем документоведческую школу Историко-архивного института РГГУ. И мы начали рассуждать о том, чего хотел бы монастырь в первую очередь, рассматривали разные варианты. В этом разговоре Наталья Викторовна (прим. Наталия Ямолдинова, послушница Феодоровского женского монастыря, член оргкомитета Свято-Феодоровского форума) часто упоминала Синодики. Подумалось: почему бы и нет? После этого мы съездили в Переславский музей-заповедник, где посмотрели Синодики и убедились в том, что это очень интересный объект исследования. Многие современные священники даже не представляют, как велись поминальные книги в XVI-XVII веках, насколько это были комплексные документы.

Мы думаем, что эту тему можно развивать. Например, на нашей кафедре документоведения защищают дипломные работы по церковному делопроизводству. И мы с Натальей Викторовной говорили о том, что помимо работы по гранту Евгения могла бы изучать делопроизводство Феодоровского монастыря. Игумения монастыря матушка Даниила (Севериненко) и сотрудники монастырской канцелярии одобрили эту инициативу.

Наша работа, посвящённая Синодикам, изначально не выглядела частью другого исследования, у нас не было никакого комплексного плана. Но мы начали с Синодиков и уже видим, во что это может вырасти в дальнейшем. Из этого действительно может вырасти очень большая работа о монастырском делопроизводстве — совместно со вторым победителем конкурса Анной Слепцовой, молодым преподавателем Историко-архивного института, которая дополнит тему архивными сюжетами. В перспективе, раскручивая сюжет за сюжетом, можно будет проследить историю церковного делопроизводства от прошлого к современности.

Евгения Лашманова: Эти исследования помогут выявить определенные исторические факты, описать быт и нравы людей прошлого, что окажется ценным не только для исторической науки, так как результатами нашей работы могут заинтересоваться специалисты из других областей — например, филологи, искусствоведы и даже юристы: каждый может найти здесь что-то своё.

— Зачем научному сообществу разработка таких тем?

Анастасия Конькова: Во-первых, каждый ученый выбирает тему, которая ему близка. Мы изучаем какой-то кусочек истории, который ещё не изучен. Ваш вопрос выводит нас на проблему в современном документоведении: очень важно изучать электронный документооборот, и всё, связанное с цифрой, считается в документоведческой и архивной науке самым актуальным. Но мы нашей работой доказываем, что есть и другие важные темы. И даже по самым первым откликам можно понять: наша работа интересна не только нам. В истории есть много ответов не только для учёных, но и вообще для всех людей. И то, что мы изучаем, показывает как раз один из таких ответов.

— Синодики содержат историческую информацию. Как велика может быть их роль в восстановлении той или иной исторической картины?

Анастасия Конькова: Как раз недавно я задала матушке-игумение вопрос, как выглядят поминальные книги сегодня. Она ответила мне, что это просто перечень имён. А в XVI–XVII веках Синодик — не просто перечень, а книга памятования здравствующих и умерших.

Поначалу в Синодиках записывали только покойных, потом стали поминать и здравствующих. И для того, чтобы священники могли поминать этих людей более осознанно, на полях или везде, где находили свободное место, записывали, например, обстоятельства смерти человека, ведь всегда смерти предшествует какая-то история. В Синодиках приводятся факты, события — например, в какой-то момент много умерших мужчин, и на полях записано о военных действиях, о том, какие это были сражения, с кем, почему. И такие записи могут способствовать реконструкции истории не только монастыря, но и вообще города Переславля.

— Можно ли по Вкладным книгам и Синодикам проследить какие-то изменения в менталитете верующих людей, происходившие в течение нескольких веков? Если да, то можно ли сказать, что такие изменения происходили постепенно, или же они менялись относительно резко в связи с теми или иными событиями?

Анастасия Конькова: Конечно. Когда мы стали изучать эти взаимосвязанные документы, то увидели, что иногда люди отторгали от себя в пользу монастыря последнее — например, единственный имевшийся мешок зерна — чтобы в монастыре их поминали. Современный человек едва ли так поступит. А в те времена люди лучше понимали, что духовная жизнь важнее материальной. Это разница в представлениях о том, что важнее в жизни, в каких её смыслах. В этом очень чётко прослеживаются изменения.

Евгения Лашманова: Можно проследить также отношения Церкви и государственного аппарата. Например, по Вкладным книгам видно, что в определённый момент власть запретила Церкви получать вклады земельными наделами. А позже, в XIX веке, все вклады должны были проходить через государственный банк. Можно сказать, что здесь видно и изменения нравов: государство стало контролировать процесс вложения средств частных лиц в Церковь. Что касается менталитета самих вкладчиков, то он, конечно, изменился: раньше человек больше заботился о своей душе и о душах своих ближних после смерти.

— У вас к этой работе только научный интерес?

Анастасия Конькова: Не только. Есть интерес и просветительский, и житейский. Например, до того я изучала брачные договоры, составлявшиеся в дореволюционной России. Там содержатся ответы на вопросы, как молодая пара должна была жить, и такой договор снимал очень многие проблемы. Сейчас у нас брачные договоры не заключаются, и молодая семья с этими проблемами очень быстро сталкивается. А раньше многое оговаривалось, речь идёт не только о деньгах, но о многом другом. Есть у меня интерес и духовный. Я сама человек верующий и стремлюсь к воцерковлению.

Евгения Лашманова: Эта работа поможет монастырю восстановить историческую справедливость: когда-то монастырь записал людей на вечное поминовение и должен выполнять эти обязательства. Но для меня также важно, чтобы в результате таких исследований и современные люди знакомились с православием, со своей историей и культурой, чтобы можно было рассказать им об этом доступным языком. Может быть, научный труд многим покажется сложным, но, если выходить за рамки печатного текста и по мере возможности рассказывать об этом на каких-то встречах, такие вопросы многих могут заинтересовать.

Беседовал Игорь Лунёв

Похожие публикации