В ночь с 24 на 25 декабря 2019 года епископ Переславский и Угличский Феоктист по случаю празднования памяти святителя Спиридона Тримифунтского совершил богослужение в одноимённом храме Николо-Сольбинского женского монастыря.

По окончании всенощного бдения владыка совершил монашеские постриги сестёр обители. Инокиня Ксения (Савельева) была пострижена в мантию с наречением имени Сусанна в честь мироносицы Сусанны; инокиня Александра (Кузьменко) — с наречением имени Магдалина в честь равноапостольной Марии Магдалины. Послушницы Иулия (Горина), Елена (Серикова), Евгения (Христоворова) были пострижены в рясофор с сохранением мирских имен.

Затем епископ Феоктист обратился к новопостриженным сестрам с назиданием:

— Дорогие сестры, вы прекрасно знаете, что с вами только что произошло. Вы облеклись в ангельский образ. Это не означает, что вы стали ангелами, вы остались людьми, и всегда будете людьми, никогда не станете ангелами в прямом смысле этого слова. Людьми вы будете потому, что вы таковыми сотворены Богом. Что же значит словосочетание «ангельский образ» применительно к монахам? Существуют самые разные мнения по этому поводу, но мне думается, что здесь важна самая главная отличительная черта ангелов. Это не их бесплотность, не их безгрешность, а то, что они ни при каких условиях не входят в общении с врагом рода человеческого, врагом Бога. У них этого общения нет, они его отсекают, они с ним не общаются. Мы же, к сожалению, через Адама и Еву, в это общение вступили. Именно поэтому сегодня мы с вами вынуждены носить эти черные одежды, вынуждены принять на себя ангельский образ — монашество — с тем, чтобы вести жизнь в покаянии.

А чем характеризуется общение с врагом рода человеческого? Давайте вспомним книгу Бытия. Подходит змей к Еве и говорит: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? (Быт. 3, 1). Вроде бы всё так, но есть нюанс, на который указывает Ева, но вместе с этим она добавляет новую ложь: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2‑3). Бог не говорил «не прикасайтесь», не было такого. Дальше начинается цепочка лжи, увязание в ней, и человек, все человечество, тонет. Через маленькое начавшееся собеседование. Ангелы так не поступают, они с этим существом не общаются.

Понятно, что мы все остаёмся людьми, но это то, на что необходимо обратить особое внимание. В последовании сегодняшнего пострига говорилось, что враг никогда не перестанет напоминать вам о вашей прежней жизни («…не имать бо престати враг, предлагая тебе память перваго жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству…»), никогда не перестанет говорить вам, что кто-то тут неправ — матушка, сестры, что-то не так устроено… Это всегда будет происходить, будет жить в ваших головах. Но собеседовать с этим абсолютно недопустимо, потому что произойдет то же самое, что произошло с Евой. И это будет очень грустно, вы это прекрасно понимаете.

Дай вам Бог помнить, что с этим надо просто жить. Не вступать в собеседование с помыслами, а отсекать их аскетическими методами. Бог поддержит, даст вам силы, вы на опыте это узнаете, если не будет в вашей жизни никакого собеседования с демонами, тогда вы действительно осуществите в своей жизни смысл ангельского образа. Тогда и все мы, молившиеся вместе с вами, матушка Еротиида, которая ходатайствовала о пострижении, не будем жалеть и раскаиваться, что сегодня нашими руками Церковь благословила вам прохождение этого покаянного жизненного поприща.

Поздравляю вас, дорогие сестры, спасайтесь о Господе!

По окончании Литургии епископ Феоктист обратился к присутствующим:

— Дорогая матушка, дорогие братья и сестры!

Мне бы хотелось пожелать, чтобы каждый из нас молился и святителю Спиридону, и Самому Господу нашему Иисусу Христу, чтобы мы молились и просили о главном, не о том, что рано или поздно закончится и истлеет, а о том, что вечное и нетленное. Мы все имеем возможность получить самое главное, то, что и Сам Бог жаждет нам дать, но зачастую размениваемся на мелочи. Это очень грустно и печально.

Дай же нам всем, Господи, помнить о главном, главного желать, главного просить — жаждать и алкать Царства Христова!

Спаси Господь за совместную молитву!