Пасхальное послание Преосвященнейшего Феоктиста, епископа Переславского и Угличского, освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Переславской епархии Русской Православной Церкви

Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24, 26)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Поздравляю вас со всесветлым праздником Пасхи Христовой и приветствую превосходящими всякий человеческий ум словами:

Христос воскресе!

Христово Воскресение — вершина человеческой надежды и упования, ведь «если Христос не воскрес, то вера наша тщетна: мы ещё во грехах наших» (ср. 1 Кор. 15, 17). Но при этом Христово Воскресение — крест для человеческого разума. Мы не способны — и никогда не станем способны — понять то, каким образом произошло Воскресение; мы никогда не сможем описать физические процессы, которые стояли за Христовым Воскресением, ведь у естественных наук нет возможности исследовать и описать Нетленного Вечного Святого Триединого Бога. А потому мы просто принимаем факт Воскресения Христова, принимаем его на основании свидетельств очевидцев — апостолов. Мы принимаем факт Христова Воскресения и на основании иного, более значимого, свидетельства — свидетельства наших сердец. Это принятие и есть фундамент нашей веры, на нём зиждется наше упование. Но если Христос воскрес, то и все Его слова — истина. Весь Его облик — пример. Весь Его образ — призыв к действию. Так мы веруем, и так мы исповедуем.

Верующий во Христа Воскресшего и торжествующий Христову Пасху человек не может не задаваться вопросом о том, чего именно ждёт от нас Господь. Ответ на этот вопрос складывается из двух составляющих: из познания воли Божией о человечестве вообще и из познания воли Божией о каждом из нас в частности.

Воля Божия о мире сполна выражена в Евангелии, у нас нет необходимости искать какие-то иные источники познания этой воли, ведь мы помним слова Господа Иисуса Христа: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Но вместе с этим мы помним и другое: Христовы апостолы слушали своего Учителя, не перебивали и вроде бы всё понимали; когда же они начинали говорить сами, то выяснялось, что понимали ученики только слова, смысл же Христова послания от них ускользал. Апостолы до Сошествия на них Святого Духа старались, но не могли понять главного: путь к Воскресению лежит через Голгофу, а путь к славе проходит через страдания. Спасётся тот, кто претерпит до конца (см. Мф. 24, 13), или, как выразил ту же самую мысль преподобный Иустин Челийский, спасётся тот, «кто пронесёт сильную веру через все ужасы и христоборческие соблазны». Сделать же это можно лишь в том случае, если мы научимся жить в свете Христова Воскресения, что, в свою очередь, напрямую связано с познанием воли Божией о каждом из нас в частности.

Её Господь наш Иисус Христос выразил в таких словах: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Воля Божия в каждом конкретном случае состоит в том, чтобы мы действовали исключительно по любви, а это значит во всём и всегда уступать первенство другому, не искать своего, но уметь видеть собственное благо в благе ближнего, ведь именно такова любовь: она, как мы знаем благодаря Христову апостолу Павлу, «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Пусть же Воскресший Господь укрепит сердца наши познанием воли Его, дабы мы не были слепы, не блуждали во тьме, но непрестанно восходили от силы в силу, приближаясь к Царству Христа Спасителя нашего и Бога.

Воистину воскресе Христос!

смиренный Феоктист, епископ Переславский и Угличский
Пасха Христова, 2 мая 2021 года, г. Переславль-Залесский