В преддверии праздника Светлого Христова Воскресения предлагаем вашему вниманию путевые заметки Лидии Никитичны Цыгоевой, организовавшей паломническую поездку на Святую Землю для духовенства и верующих Борисоглебского благочиния в феврале 2020 года.

И вновь мы на Святой Земле… И вновь мы дышим воздухом Святой Земли, и вновь мы ходим по стопам Христа…

В этот раз группа собралась большая — 31 человек. И возраст от 5 до 85 лет. С нами путешествуют четыре батюшки: протоиерей Сергий Сабадаш с матушкой Надеждой из Большого Села, протоиерей Игорь Юрков из Борисоглебска, протоиерей Георгий Юдин из Тутаева и священник Владимир Юрченко с матушкой Натальей из Климентовского. Теплейшая дружеская атмосфера, молитва илюбовь соединяют всех. Служим молебен в аэропорту Шереметьево и летим на Святую Землю.

В течение семи дней мы посетили известные христианские святыни, пять раз были на Литургии, на которых служили наши батюшки.

Но, обо всём по порядку…

День первый

Израиль. В Тель-Авив прибыли в 5 утра. Наш гид — Марина Владимировна, ставшая нам почти родной, встречает нас. Грузимся в автобус, молимся и мчимся по шикарному шоссе, слушая об Израиле, Палестине — древних и настоящих.

Первая на нашем пути, северная часть Земли Обетованной — Галилея. Город Назарет. Мы спускаемся к «колодцу Марии» в храме святого Архангела Гавриила. Затем Кана Галилейская, где Иисус Христос совершил первое чудо — превращение воды в вино. В монастыре хранится каменный водонос того времени.

Едем на гору Фавор, поднимаемся в греческий монастырь Преображения. «Современный» храм построен в 1262 году на месте развалин древнего храма. В храме мемориальная плита архимандрита Иринарха, возобновившего обитель. В пределе пророков Моисея и Илии, в апсиде, видны камни древней базилики Святой Елены и фрагменты византийской мозаики. Здесь же находится чудотворная икона «Неувядаемый цвет» и икона, изображающая встречу Авраама и Мелхиседека. Во дворе храма сооружены три кущи.

Доехали до реки Иордан, окунулись в Святые воды в месте истока Иордана из Галилейского моря.

Далее Магдала — чудесное место, там, где жила равноапостольная Мария Магдалина. На территории подворья три целебных источника. Один из них тот, в котором она исцелилась от бесов. Трехкратно погрузились… Стало очень легко! Во второй погружаться нельзя, только омыть лицо, вода теплая, чудесная. А вот третий — радоновый. В нём живут рыбки, которые аккуратно объедают частицы отмершей кожи. Вода теплая.

К вечеру посетили Капернаум, точнее место, где он располагался. Сбылись на нём слова Спасителя: «и ты Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10, 15). И что же? Камни, одни камни на месте огромного когда-то богатого города… Камни, поросшие травой.

Посетили монастырь Двенадцати Апостолов, где замечательно расписанный храм с издали видимыми красными куполами, построенный по преданию, на месте, где Христос исцелил парализованного. За монастырем присматривает один человек — архимандрит Иринарх. Храм окружен огромным садом, в котором прогуливаются красавцы-павлины. Батюшка очень приветлив, говорит по-русски. Оттуда мы отправились в Вифлеем, где и разместились в отеле Русской духовной миссии.

День второй

Второй день начался с Литургии в трехпредельном благолепном храме, построенном над колодцем Иакова, в честь святой Фотинии Самарянки в городе Сихем. Литургия прошла на одном дыхании. Служили только наши батюшки. Все причастились. Испили и набрали воды из колодца. Приложились к святыням храма. Одной из святынь является, хранящаяся в алтаре чаша с благоухающей кровью преподобномученика Филумена Святогробца.

Далее Самария, которая раньше являлась столицей северного Израильского царства, а в 30 году до Р.Х. была переименовано Иродом в Севастию. Город поставлен на холме, который стратегически господствовал над местностью и был перекрестком главных дорог. Сейчас можно видеть руины амфитеатра, храма, дворца, башен и ипподрома. Внизу под холмом находятся развалины храма XII века, построенного на руинах древнкй церкви, сооружённой над могилой Иоанна Крестителя.

День третий

В 5.30 утра мы уже в базилике Рождества Христова, построенной ещё царицей Еленой. Спускаемся в пещерный храм к Вертепу, где родился Спаситель, и всей душой ощущаем святость этого места. Скальное углубление, в него как бы вставлен алтарь — небольшой открытый престол. Под престолом 14-конечная серебряная звезда с отверстием в центре. Над звездой горят пятнадцать лампад — символы различных христианских общин. С благоговейным трепетом склоняем колени и прикладываемся к камню. В отверстии посреди звезды достаю рукой каменную основу пещеры и опускаю в неё свой крестик: Здесь! Здесь, Господи, Ты явился в мир!

Кроме грота Рождества Христова, есть еще придел Яслей. Это место, куда после рождения был положен Богомладенец.

Литургия. Пение на греческом, арабском и иногда на русском. Благодать! Все причащаемся! Это один из самых древних храмов Святой Земли. Никогда не разрушался. Сохранилась колонна с отверстиями, из которой, по легенде, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, намеривавших разорить его. Также в базилике Рождества, среди других святынь имеется чудотворный образ Спасителя на колонне, который изображен с закрытыми глазами, но иногда Он их открывает, а также чудотворная икона Божией Матери «Вифлеемская».

Едем в Вифанию, в русскую школу для арабских девочек, подворье Гефсиманского монастыря Марии Магдалины, где встретилась Марфа с Иисусом Христом перед воскрешением её брата праведного Лазаря. Основная святыня — камень, на котором сидел Спаситель, когда Его встретила Марфа. В пещерном храме монастыря отец Сергий обвенчал пару своих прихожан.

Монастырь Георгия Хозевита в ущелье Вади Кельт, в окрестностях Иерихона. Основан около 480 года. В конце VI века здесь обитал святой Георгий Хозевит. Его гробница сохранилась. В храме покоятся мощи святого Георгия, святого Иоанна Хозевита и святого Иоанна Нового. В пещерах ущелья, рядом с храмом кельи иноков.

На территории монастыря есть пещерный храм Илии Пророка, на месте, где он жил в уединении. В этой же пещере святой праведный Иоаким получил известие от Ангела, что его жена праведная Анна родит долгожданную дочь Марию — Богородицу.

Далее Сорокодневная гора или гора Искушения. К монастырю, закручиваясь серпантином, ведёт широкая горная тропа, по которой можно подняться пешком. Главная святыня монастыря — камень, на котором, по преданию, молился Иисус Христос. В монастыре круглый год стоит прохлада. Сегодня на том месте, где Христос молился, возведена церковь Благовещения Богородицы. Проезжаем Иерихон, место встречи Закхея с Господом.

И вот, наконец, Иордан — Вифавара, место, где крестился Иисус Христос. Батюшки служат молебен, а мы окунаемся. Какая благодать!

Следующая святыня – монастырь Герасима Иорданского. Под главной церковью находится подземная церковь с пещерой, где, по преданию, останавливалось Святое Семейство во время бегства в Египет. Здесь же чудотворная икона Богородицы Млекопитательницы. В храме монастыря хранятся святые мощи христианских мучеников, пострадавших в 614 году во время осады Иерусалима.

День четвёртый

Хеврон — это один из четырех городов, построенный ещё до Рождества Христова. Достопримечательностями Хеврона является пещера праотцев Махпела, монастырь Святой Троицы, Мамврийский дуб, храм святых Праотцев. Это место, где жил Авраам, где произошло явление трех Ангелов под священным Мамврийским дубом. Рядом русский храм святых Праотцев с приделом Святой Троицы. Земля под храмом — первое из многих приобретений архимандрита Антонина (Капустина), основателя «русской Палестины». В пещере Махпела погребены три патриарха: Авраам, Исаак и Иаков со своими женами. Согласно Новому Завету, там же был похоронен апостол Иаков. Сейчас, храм над пещерой находится во владении иудеев и мусульман, разделен стеной на две части: синагогу и мечеть. Нас пустили посмотреть на гробницы патриархов мусульмане.

День пятый

Сегодня Литургия в Фаранской лавре, в монастыре преподобного Харитона. Лавра находится на территории заповедника: скалы, пещеры, зайцы по горам бегают. Святой Харитон, идя помолиться в Святой Град, был взят в неволю разбойниками и помещён в дикую пещеру, служившую им убежищем. Увидев, что взять у него нечего, разбойники связали Харитона, заткнули рот и пошли дальше грабить путников. Преподобный видел, как в пещеру заползла змея и отравила ядом вино в сосуде. Когда разбойники вернулись, святой Харитон пытался сказать им, чтобы они не пили вино из этого сосуда, но те только смеялись. Выпив отравленное вино, разбойники скончались. Святой Харитон, освободившись от уз, решил в благодарность за чудесное избавление остаться в этой пещере служить Господу. Пещера была обращена в храм, первый в мире пещерный храм 326 года. Молва о его святой жизни и чудесах собрала к нему учеников и основалась знаменитая Фаранская лавра. Сейчас за монастырем присматривает только один русский монах Харитон. После литургии, отец Харитон напоил нас чаем, поговорил с нами, ответил на наши вопросы.

Далее на нашем пути храм Симеона Богоприимца и Горненский женский монастырь. Он расположен почти на месте рождества Крестителя Иоанна. Расположенный высоко на горе он как бы венчается золотыми главами Собора всех Святых в земле Российской просиявших. Ниже — жилые домики монахинь, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. А еще ниже — храм Рождества Иоанна Предтечи — рассказ о его чудесном спасении от Иродовых убийц. И всё в зелени олив, миндаля и прочей растительности. Дышится легко и весело! Слава Богу за все!

Последние два дня мы живем в самом центре старого Иерусалима, в пяти минутах ходьбы от храма Воскресения Рядом с таким святым местом!

Размещаемся в гостинице. И уже в 22.30 идем на ночную Литургию в храм Воскресения Христова. Это святейшее место чаще называют Храм Живоносного Гроба Господня. Он воздвигнут на Голгофе — месте Распятия Господа нашего Иисуса Христа, Его погребения и Его Воскресения. На этом месте император Константин Великий в IV веке приказал воздвигнуть великолепный храм. После двух последующих разрушений, в настоящем виде храм был восстановлен крестоносцами в XII веке. С тех пор он только поддерживается и укрепляется с помощью христиан всего мира.

При входе в храм через единственные врата, сразу перед нами Камень Помазания. На этот камень, покрытый теперь мрамором, было положено Тело Спасителя, снятое с Креста, для умащения ароматами перед погребением. Здесь и оплакала Пречистая Дева Своего Божественного Сына. Недалеко стоит решётчатая сень над мраморным кругом — отсюда святые жёны-мтроносицы взирали на распятие Господа.

Следуя далее под арку колонны, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню (Кувуклия). Здесь хранится величайшая святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение.

Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне, и сама гробница Христова, куда ведёт низкий вход. Она освещается только лампадами. Здесь погребальное ложе, на котором три дня почивало Пречистое Тело Спасителя мира. Здесь совершаются ежесуточно три Литургии — православная, армянская и католическая. Ложе служит жертвенником, а на камне устанавливается престол.

Поднимаемся на Голгофу. Сюда ведут 17 ступеней из притвора при входе. Это как бы верхний храм. Здесь высится Распятие, над открытым притвором на колоннах под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружен Крест Христов.

30 ступеней ведут вниз в армянскую церковь святой Елены и далее еще 13 ступеней приводят в пещеру Обретения Креста. В глубине лежит мраморная плита на самом месте обретения.

Начинается литургия. Служат наши батюшки. Все причащаемся!

В гостиницу возвращаемся уже около 3 часов ночи. Утром у нас пеший Иерусалим, в который отправляемся сразу после завтрака.

Первый храм на нашем пути Храм Святого Иакова. В центре храма большая икона, на которой изображен Спаситель призывающий Иакова Зеведеева последовать за ним. Круг перед иконой означает место, куда упала голова Апостола во время казни.

В левой части двора храма Воскресения Христова, находится храм святых жён-мироносиц. Церковь находится на том месте, где Воскресший Господь Иисус Христос явился Марии Магдалине. Это уникальное сооружение лишено крыши, и только над иконостасом небольшой навес — «козырек». Остальное пространство храма находится под открытым небом. Посреди храма расположен небольшой киворий (сень) из белого мрамора — над местом явления Иисуса Христа Марии Магдалине.

Монастырь Мегали Панагия — Великая Богородица —устроен в 494–517 годах для монахов Гроба Господня. Там подвизался Василий Великий. Находится на том месте, где стояла Богородица, когда распинали Спасителя. В крипте храма — келья Мелании Римлянины.

Русское Александровское подворье. На его территории в 1883 году во время археологических раскопок был открыт порог Судных врат. Также была найдена арка храма Адриана, фрагменты стен и каменный престол Константиновской базилики. Чтобы сохранить найденные реликвии, Общество построило над ним защитное сооружение. Его назвали Александровским, в честь императора Александра Третьего, который проявлял постоянную заботу о русских местах Святой Земли. Через 5 лет на Подворье освятили церковь в честь Александра Невского. На месте раскопок наткнулись на остатки массивной 2,5 метровой стены времен царя Ирода, то есть возраст стены более двух тысяч лет. И вот между двумя пилястрами предстояла уникальная святыня — порог от городских ворот, через который переступил Иисус Христос по пути на Голгофу, в шаге от которых стоял Иисус и слушал окончательный приговор.

Во времена Спасителя здесь была окраина Иерусалима со сторожевой башней и городскими вратами. Городские врата закрывались с заходом солнца. Для запоздалых путников и пастухов в стене оставляли небольшое отверстие рядом с вратами. Человек с трудом протискивался в такое отверстие, а стража могла убедиться, что он не представляет опасности. Пастухи, приводившие свои стада поздно, заходили в город, а верблюды оставались ночевать снаружи. Именно это имелось в виду в Писании «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Ме. 10, 25), так как в народе отверстия назывались «игольные ушки».

Претория. Сюда был приведен Спаситель иудеями на суд Пилата, здесь начинается Его Крестный путь. Лифостротон — римская тюрьма претории, в которой перед римским судом был в заключении Господь наш Иисус Христос. Эта темница Спасителя представляет собой углубление в скале с каменной скамьёй, в которую через два отверстия продевались ноги заключенного и сковывались внизу цепью. Теперь это часовня, и в ней горит лампада перед образом Спасителя в узах. Напротив, через коридор устроена церковь во имя Страждущего Спасителя.

Монастырь Санданайя — Сретенский, а еще любят его называть монастырь Бабушки. Это небольшой храм среди старых жилых домов, но монастырь очень примечательный. Все иконы иконостаса привезены из России.

Настоятельница матушка Серафима печёт в иерусалимской пекарне просфоры на всю Иерусалимскую патриархию.

В храме находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая Малая Панагия или Санданайя. По преданию, икона пришла из монастыря Санданайя (Госпожа наша) в 40 километрах от Дамаска. Жители этого дома нашли эту икону и отнесли обратно, но через некоторое время она снова оказалась у этого дома. Решили, что это какой‑то знак и стали делать раскопки. Обнаружили, что дом построен на месте дома родителей святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. На этом месте открыли монастырь, который и называют монастырь Бабушки. Случилось чудо, икона Санданайя была украдена из церкви, но также чудесно исчезла от похитителя и явилась в церковь на свое обычное место. Похититель же заболел и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление. В знак признательности украсил чудодейственную икону серебряной ризою. Теперь она стоит в особой нише в приделе Всех Святых. Небольшая, в форме складня. В середине изображена Матерь Божия, держащая на коленях Младенца. На правой дверце вверху пророк Исайя и Ангел, внизу Василий Великий. На левой вверху царь и пророк Давид и Благовещение Пресвятой Богородицы внизу святые Иоанн Златоуст и Иоанникий Великий. Главный престол во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Также здесь почитается очень редкая икона, на которой изображена бабушка Пресвятой Богородицы — святая праведная Мария, отличавшаяся очень благочестивой жизнью.

День последний

Собираемся в 5 утра и едем в храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный на гробнице Богоматери. Это гора у подножия горы Елеон, Гефсимания. Здесь, согласно преданию, была погребена апостолами Богоматерь. Первый построенный храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Теперь это подземный храм, в который ведут 46 ступеней. По бокам лестницы расположены приделы святых Богоотец Иоакима и Анны, Иосифа Обручника. Храм имеет крестообразную форму. В центре — гробница (пещера с двумя входами), в глубине — алтарь с Иерусалимской иконой Божией Матери и жертвенник. В каменном киоте — чудотворная икона Божией Матери русского письма — Иерусалимская. Сюда перед Успением переносят крестным ходом Плащаницу Богородицы из Малой Гефсимании, по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери. Прикладываемся к гробнице Божией Матери и начинается Литургия. Все причащаемся.

После Литургии спешим в Гефсиманский женский монастырь, храм равноапостольной Марии Магдалины, который находится поблизости. Это тоже гора Елеон, Гефсиманский сад. Храм Марии Магдалины построен императором Александром III и князьями Сергеем Александровичем и Павлом Александровичем в память о своей матери Марии Александровне и освящён в честь её небесной покровительницы святой Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Иисуса Христа. Церковь построена из иерусалимского камня, а дерево и металл для строительства доставляли из России. Все расходы на строительство взяла на себя царская семья и в октябре 1888 года церковь была освящена. В храме иконостас из белого мрамора с черной бронзой, иконы кисти академика Верещагина и чудотворный образ Богоматери Одигитрия XVI века. В храме находятся усыпальницы со святыми мощами преподобномучениц Великой княгини Елизаветы Федоровны и её келейницы инокини Варвары. На территории монастыря сохранились ступени по которым шёл Христос во время Входа в Иерусалим.

Возвращаемся в гостиницу и после завтрака, уже с вещами выходим, грузимся в автобус и едем в нашу заключительную экскурсию на самое высокое место горы Елеон— монастырь Вознесения.

По новой, для нас, дороге поднимаемся на Елеон с остановкой на подъёме, где взору открывается панорама Иерусалима, Кедронской долины и части горы олив. Минуя малую Галилею, добираемся до Спасо-Вознесенского женского монастыря, что основал архимандрит Антонин (Капустин). Именно в этом монастыре высоченная колокольня называется «Русской свечой», поскольку она видна отовсюду, храм над местом обретения главы святого Иоанна Предтечи с великолепным мозаичным полом с изображением птиц и животных. В храме Вознесения Господня замечательная икона «Взыскание погибших», написанная и подаренная монастырю русскими паломниками в XIX веке. В северной части храма — усыпальница архимандрита Антонина, там мы отслужили панихиду. У стены храма есть камень, на котором стояла Пресвятая Богородица во время вознесения Господня.

Было приятно вновь пообщаться с клириком монастыря, архимандритом Иннокентием.

Далее наш путь лежал к «стопочке» — камню с отпечатком стопы Спасителя в момент Его вознесения. Отпечаток второй стопы в давние времена был отпилен мусульманами и отправлен в Мекку. Когда-то святая равноапостольная царица Елена построила над этим местом большой храм, от него остались широкая площадь и остатками колонн, а над самим камнем возведена небольшая ротонда; участок принадлежит арабам, имеющим свой интерес.

Пришла пора прощаться со Святой Землёй, наша дорога лежит в аэропорт Бен Гурион. Перед посадкой в самолёт служим молебен. Улетаем с надеждой снова вернуться!