Новые граффити, фрески XII века и белый саркофаг: в Спасо-Преображенском соборе Переславля прошли археологические работы

Археологи завершают раскопки в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского.

На протяжении двух недель объединённый архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН и Переславского музея-заповедника, архитекторы и инженеры центральных научно-производственных мастерских изучали фундаменты собора и конструкцию пола. Эти исследования входят в состав научно-проектных работ.

Полученные данные будут использованы в процессе реставрации памятника. В 2015 году были проведены реставрационные работы на стенах и сводах собора. Для окончания полной реставрации предстоит воссоздать недостающие детали иконостаса, мраморные надгробия, реставрировать каменный пол. Очень важно решить вопрос с водоотводом ливневых вод от стен собора — собор стоит в самой низкой точке Красной площади Переславля-Залесского. В проекте будут разработаны решения для использования особо ценного объекта народов Российской Федерации не только как музейного объекта, но и как православного храма.

Исследователи выяснили, что собор построен на перекрещивающихся ленточных фундаментах. Это открытие, важное для понимания и дальнейшего анализа древнерусской строительной техники XII века, имеет также важное практическое значение для планирования реставрационных работ в храме, так как фундаментные ленты сообщают собору дополнительную значительную прочность.

— По предыдущим археологическим исследованиям в Спасо-Преображенском соборе были известны только продольные ленты фундаментов. Мы впервые «поймали» поперечные ленты и увидели, что собор стоит на прямоугольной сетке ленточных фундаментов, протянутых от столбов к стенам и между столбами в поперечном и продольном направлениях. Это впечатляющая прочная конструкция напоминает своей совершенной геометрией планировку римских военных поселений, — отметила кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко.

Одной из постоянных проблем собора было намокание пола. Решить эту задачу предстоит реставраторам, а в задачу археологов входило выяснить возможные причины этого явления, в том числе уровень грунтовых вод. Как оказалось, они находятся довольно низко и не могут быть причиной сырости. Вероятно, вода появляется из-за конденсата, ведь до середины лета температура внутри храма ниже, чем на улице, а каменные плиты пола — самая холодная поверхность. Кроме того, исследования показали, что уровень пола в соборе в наши дни практически такой же, как был при его постройке.

Кроме прямых задач, поставленных реставраторами, археологи провели комплексное исследование всех прилегающих слоёв. На данном этапе найдено большое количество интересных находок, в том числе новые граффити.

На блоке, расположенном в алтарной стене ниже уровня земли, была обнаружена фигура бегущего человека, левой рукой поднимающего над головой существо с головой птицы, телом змеи и рыбьим хвостом. Слева от рисунка и под ним находится текст, в конце которого уверенно прочитываются слова «но не всем ладно. Игнат писал». Фразе предшествует загадочная последовательность из пяти букв, которую невозможно истолковать как записанный обычным образом славянский текст.

— Перед нами — редчайший пример изображения фантастических существ, по преданиям обитавших в дальних странах. Подобные изображения есть в западноевропейских миниатюрах средневекового времени, но на Руси они не были широко известны. Рисунок может также представлять собой аллегорию борьбы добра со злом, — рассказал руководитель архитектурно-археологического отряда Института археологии РАН, член-корреспондент РАН Владимир Седов.

— Сопровождающая рисунок фраза, возможно, имеет гадательный характер, так как подобная последовательность находит параллели в древнерусской эпиграфике и берестяных грамотах, слово «ладно», скорее всего, следует понимать, как «одинаково», в соответствии с основным значением слова в древнерусском языке, — отметил член-корреспондент РАН Алексей Гиппиус.

Внутри храма у северной стены был найден белокаменный саркофаг второй половины XIII – начала XIV века, внутри которого был расчищен мужской костяк. Эта находка даёт новые данные для истории некрополя, устроенного внутри собора, где хоронили в основном князей Переславля и где во время предыдущих раскопок были обнаружены и изучены два каменных саркофага, поставленных вдоль южной стены храма.

Менее статусные захоронения были обнаружены с внешней стороны собора: на средневековом прихрамовом кладбище археологи нашли два десятка погребений, в основном относящихся к XVI–XVII векам. Также здесь собрано несколько бронзовых нательных крестиков, большое количество монет Московского государства, среди которых есть монета раннего времени, по всей видимости, византийская. Обнаружены также детали раннего собора, датированные XII веком: фрагменты первоначальной фресковой живописи собора и глиняные плитки первоначального пола, сильно стёртые сверху, но всё же сохранившие следы и участки глазури жёлтого и зеленого цветов.

Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского имеет сложную строительную историю: сооруженный по заказу князя Юрия Долгорукого в середине XII века, он несколько раз подвергался ремонту и реставрации. Начиная с середины XIX века археологи неоднократно изучали собор. Эти исследования носили фрагментарный характер, но благодаря им удалось установить архитектурные особенности собора, его первоначальный облик, а также собрать уникальную коллекцию граффити, среди которых сообщение об убийстве князя Андрея Боголюбского и список его убийц.

Исследования связаны с предстоящей реставрацией интерьера древнейшего храма Владимиро-Суздальской Руси и проводятся в рамках многолетней научной программы по комплексному изучению древнерусских домонгольских соборов. В рамках проекта уже исследованы памятники XII – начала XIII века в Новгороде, Кидекше, Боголюбове и Юрьеве-Польском.

По предварительным данным, собор закрыт на исследования и реставрацию на два года.

Похожие публикации