Епископ Феоктист возглавил торжества в честь великомученика Никиты Готфского в Никитском монастыре

свящ. Михаил Васильковский
Фото

28 сентября 2020 года, в день памяти великомученика Никиты Готфского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святого в Никитском мужском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Димитрий, дорогие отцы, братья и сестры, я вас поздравляю с престольным праздником этой обители — самой древней обители на территории современной России. Отец Глеб всё, что знал про великомученика Никиту, рассказал, я благодарю его за это.

Мне бы хотелось поговорить на тему сегодняшнего евангельского чтения от Марка — о некоем Вартимее, сыне Тимея, который был слепым и который встретил Христа по дороге в Иерусалим. Мы помним, что он услышал о том, что мимо него проходят люди и среди них идёт Христос, и он начал кричать, чтобы Христос его помиловал — даровал ему зрение.

Евангелие от Марка изобилует незаметными на первый взгляд деталями, которые делают это Евангелие совершенно особым и неповторимым. Здесь апостол Марк пишет о том, что Вартимей, прежде чем подойти ко Христу, Который обратил на него внимание и ответил на его возгласы, «сбросил с себя верхнюю одежду» (Мк. 10, 50).

Для примера, у апостола Марка есть ещё кое-что очень интересное. Когда Христос однажды плыл на лодке со своими учениками через Геннисаретское озеро, то апостол Матфей пишет, что Христос уснул, а Лука — то, что Он спал. Апостол Марк делает очень важное замечание — «спал на корме на возглавии» (Мк. 4, 38). Это очень дополняет евангельский сюжет и образ Христа. Он не просто где-то спал, а ещё указана локация и «возглавие» — некая подушечка. Это очень тёплый человеческий образ. Здесь то же самое — некая подробность, которая даёт нам динамику и представление о том, что там происходило.

Многие толкователи задаются вопросом: для чего самому Вартимею нужно было скидывать одежду? В плоскости буквального прочтения, буквального толкования мы не находим ответа — он мог подойти в одежде, зачем он её оставил? Здесь нам помогает толкование духовное. По одному из таких толкований, скинутая одежда означает то, что мешает двигаться к Богу. Понятно, что не одежда мешает двигаться к Богу, не одежда сковывает движения. Движения сковывают страсти, но в первую очередь сковывает страх. Страх — потому что пойти навстречу Богу очень страшно, страшно всем и всегда. Даже монахам страшно, потому что мы остаемся людьми. Жить в этом порыве, скинув с себя ветхого человека с его страхом, неуверенностью, со всеми страстями, всем тем, что сдерживает и мешает двигаться безумно сложно.

Я хочу пожелать братии Никитского монастыря и вообще всем нам отринуть всякий страх. Без страха двигаться навстречу Христу, как двигался к нему святой великомученик Никита.

С праздником вас всех!

Похожие публикации