10 декабря 2020 года, в праздник иконы Божией матери «Знамение», епископ Переславский и Угличский Феоктист возглавил Литургию в Знаменском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Про чудо от иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» нам всё прекрасно известно: Божия Матерь помогла новгородцам отразить нападение соединенных сил русских удельных князей, которые возглавил сын Андрея Боголюбского.

Повествование об этом событии очень краткое, в нём мы видим, помимо двух войск, только два действующих лица — Божию Матерь и Новгородского архиепископа Илию. Именно он дал повеление изнести икону из храма и поставить её на городской стене.

Архиепископ Илия сделал это по прямому внушению свыше — он услышал некий дивный голос, который повелел ему поступить таким образом. Позже архиепископ Илия принял пострижение в великую схиму и вошёл в историю и в наши святцы как святитель Иоанн.

История про отражение неприятелей — лишь одна из нескольких чудесных историй, описанных в житии этого святого. Другая из наиболее известных — это история путешествия святого в Иерусалим на бесе. Для тех, кто не знает этого эпизода из жития святого, кратко перескажу его. Святитель Иоанн молился у себя в келье, рядом был сосуд с водой и в какой-то момент вода начала бурлить. Святой понял, что это бесовское наваждение и молитвой заключил беса в том сосуде. Потом у них состоялся диалог, святитель пообещал отпустить беса после того, как он свозит его на себе в Иерусалим и вернёт обратно. Так и было сделано. Но после возвращения бес пообещал наказать святого в том случае, если он кому-то расскажет о своём путешествии.

Так и произошло: святой рассказал, но, правда, в третьем лице — он, подобно апостолу Павлу, говорил о некоем человеке, который заключил беса и его заставил принести пользу. В наказание бес оклеветал святого, он многим помрачил зрение так, что они видели каких-то женщин, выходящих из кельи святителя Иоанна. А в келье они видели женские предметы одежды.

В результате народ Великого Новгорода обвинил святого в блуде и решил его наказать традиционным способом: отправить плыть по Волхову. Иоанна поместили на плот, но плот поплыл не по течению, а вверх — к Юрьевскому монастырю. Народ понял, что вышла ошибка, покаялся, Иоанн принял покаяние и сказал очень важные слова, которые, пожалуй, все знают, но мало кто исполняет их на деле. Он сказал: «Дети мои! Любое дело творите, сначала проверив всё, чтобы не оказаться прельщенными дьяволом. А то может случиться, что с добродетелью зло переплетётся, тогда виновны будете перед Божиим судом: ведь страшно впасть в руки Бога Живаго!»

Конечно, сегодня мы склонны относиться к истории с путешествием на бесе как к апокрифу, как к мифу. Но реальность демонических сил — не миф. И то, что они могут определённым образом воздействовать на наше восприятие реальности — тоже не миф. Понять, находимся ли мы под их воздействием или нет, очень просто, для этого у нас есть слова апостола Павла: «Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15).

Если вдруг мы начинаем видеть вокруг лишь нечистоту, если мы видим лишь грехи других людей, если всё вокруг вдруг делается плохим и безнадежным, значит мы попали под воздействие древнего врага. Значит, нам необходимо покаяние и сугубая аскеза для исцеления. Впрочем, я надеюсь, что молитвами Пресвятой Пречистой и Преблагословенной нашей Владычицы, Господь сохранит нас от такой напасти, надеюсь, что наше зрение, наш ум, ничем не будут помрачены, что во всём и во всех мы будем способны видеть отблеск Небесной славы.