8 декабря 2020 года, в день памяти священномученика Климента, папы Римского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в одноимённом храме в селе Костюрино Мышкинского района.

В благословение и благодарность за понесённые труды на благо Святой Церкви в Переславской епархии были вручены архиерейские грамоты прихожанам храма: Татьяне Леонидовне Юраш, Юрию Николаевичу Гогзину, Анне Викторовне Спарышкиной, Виктору Николаевичу Спарышкину, Алексею Геннадиевичу Углову, Татьяне Николаевне Титовой. Благодарственное письмо было вручено Зое Александровне Раковой.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогой отец Владимир, благодарю вас и ваших помощников за организацию богослужения и сердечно поздравляю вас с престольным праздником.

Священномученик Климент, житие которого вы знаете, был учеником апостола Петра и первым епископом Рима, если не считать самого апостола. Он упоминается в Новом Завете, и сегодня мы слышали это в Послании апостола Павла к Филиппийцам. В древней Церкви послания Климента Римского в Коринф читались наравне с апостольскими посланиями, так как Церковь принимает их без каких-либо оговорок. Мы знаем, что святитель был сослан в нынешний Крым, там был привязан к камню и утоплен. Есть ещё один важный эпизод в его житии, который относится ко времени его пребывания в Крыму. Источники сообщают, что святитель в ссылке проповедовал и крестил минимум по пятьсот человек за один раз. Чем интересно это свидетельство?

В сегодняшнем евангельском чтении были слова о том, что, зажегши светильник, его не прячут под спудом, но ставят на подсвечнике, чтобы он светил всем (ср. Лк. 8, 16). По мнению толкователей, здесь идёт речь не о каком-то конкретном человеке, а о самой вере во Христа, которая не должна быть сокрыта, но явлена всем открыто. Это трудно сделать по нескольким причинам. Во-первых, вера во Христа ко многому обязывает, она не комфортна, она всегда выглядит как вызов этому миру. Будучи людьми слабыми, мы ищем удобства и пытаемся совместить веру с окружающим миром, то есть и веру сохранить, и никак не пострадать, но это и есть попытка спрятать светильник веры ото всех. И у многих это получается. И одно дело миряне, но совсем другое, когда подобное происходит в среде духовенства.

Очень печально, что у многих из нас порой не хватает сил, чтобы светить светом Христовой веры окружающим. Очевидно, что это происходит по многим житейским причинам. Мы, духовенство, служим и проповедуем подобно священномученику Клименту, но почему-то наши слова не оказывают такого же воздействия. В чём причина?

Я думаю, что виной всему страх порвать с миром. Святитель Климент преодолел этот страх и засвидетельствовал свою веру мученическим венцом. Мы боимся сделать собственную веру видимой, сильной и действующей в нас без каких-либо оговорок. Это действительно страшно, но я очень надеюсь, что молитвы священномученика Климента и его предстательство помогут нам отринуть попытки быть мирскими внутри Церкви и пытаться договориться с миром. Идя по этому пути, мы ни к чему не придём. Надеюсь, что молитвами священномученика Климента у нас будет такая же ревность, такое же рвение, такое же упование и такая вера во Христа Спасителя нашего и Бога, как и у него. Если такая вера будет у нас, дорогие отцы, то она будет и у наших пасомых. С праздником!