14 марта 2019 года, в четверг 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Углича.

По окончании богослужения владыка Феоктист обратился к молящимся:

— Сердечно вас поздравляю с наступившим Великим постом и благодарю за участие в соборной молитве!

Мне хотелось бы немного поразмышлять на тему, которую затрагивает пророк Исайя в третьей главе своей книги. Там он говорит о нечестии Израильского народа, при этом пророк не упоминает конкретных грехов. Он говорит лишь о том, что нечестие достигло такой степени, что люди перестали стесняться говорить о своих грехах. Они стали говорить о них открыто. «Каждый открыто говорит о грехе своем» — так пишет Исайя. Преподобный Андрей Критский говорит в одном из тропарей великого покаянного канона о том же самом: что жители Содома перестали стесняться и начали говорить открыто о своем грехе. Казалось бы, в такой открытости есть некий плюс. Вот, человек видит грех и не боится о нем говорить. Но мы понимаем, что здесь идет речь об отсутствии стыда.

Крайняя степень разложения — это отсутствие стыда, по мысли пророка Исайи и по мысли преподобного Андрея Критского. Один из современных мыслителей говорил, что стыд — это эмоциональная функция совести, благодаря которой живет личность. Если мы убираем эту функцию совести, то получается, что и личность делается мертвой. Тело есть, а личности нет, личность разложена. И тут самое время задать вопрос, а мы вообще часто рассуждаем в категории стыда? И не когда мы стыдимся своей бедности, может быть, одежды немодной или чего-то еще, а когда мы стыдимся своих поступков.

Вообще, сегодняшнее общество, я говорю не только о российском обществе, а вообще общество, диктует нам такое поведение, которое не подразумевает стыда. Оно говорит нам, что человек настолько ценен и самодостаточен, что ему нечего стыдиться, ему нечего стыдиться пороков, потому что он вот такой. Об этом говорит гуманизм, который является ключевой идеей XX и XXI века. Человек мера всех вещей. Но если нет стыда, то это означает, что у человека нет видения своего греха, а если нет видения греха, то нет и покаяния, а нет покаяния, значит, нет и исправления. Получается, что человек, у которого отсутствует стыд, не может восходить к Богу. И нам об этом следует помнить, потому что человек лишается стыда не одномоментно. Это происходит постепенно. Сначала мы откладываем покаяние, думая о том, что придет время, и я покаюсь. Я совершу какой-то грех, а потом покаюсь. Но Бог может не дать этого покаяния и даже не только Бог, а сама наша совесть может не дать покаяния, потому что стыд и видение греха — это, как я уже сказал, эмоциональная функция совести. Ее можно умертвить, и тогда наша богоподобная личность станет мертвой. Она не сможет покаяться.

И поэтому нам необходимо тщательно блюсти свою совесть и отслеживать всякий грех. Не стесняться обременить священника, лишний раз придя на исповедь. Прийти и каяться после каждого нашего, может быть и незначительного грехопадения с тем, чтобы совесть наша жила, чтобы ощущение стыда нас не покидало. Чтобы это чувство, которое сегодня изгоняется из человеческого обихода, у нас с вами присутствовало.

Дай нам Бог, чтобы мы этим постом смогли нашу совесть взбодрить, оживить, чтобы она нас направляла тогда, когда разум молчит.

Помощи всем Божией!