13 марта 2019 года, в среду 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Великое повечерие со чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Феодоровском женском монастыре.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогая матушка Даниила, дорогие сестры и братья! Премудрый Соломон, царь израильский, в одной из своих притч сказал замечательную вещь: «Если будешь искать его [разума], как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2, 4-5). Для богословия Ветхого Завета познание Бога — очень важный термин, потому что знание Бога не равно знанию о Боге, то есть информации, сумме знаний о Нем. Познание Бога — это опытное соприкосновение с Ним. Говоря научным языком, это актуализация фактического опыта богообщения. А богообщение возможно только тогда, когда человек обладает страхом Господним, когда он по любви, исключительно по любви к Богу, исполняет Его заповеди. Но это, по мысли Соломона, возможно только в том случае, если человек всеми силами души и тела будет искать мудрости. А мудрость, по мнению премудрого царя, это, с одной стороны, дар Бога, а с другой — ее мы можем видеть везде, в том числе и друг в друге.

Мне думается, что это очень важная мысль Соломона, потому что мы с вами склонны мечтать о мудрости и выискивать ее вовсе не там, где она есть. Я говорю о том, что мудрым может быть любой человек. Важно только научиться это замечать, научиться быть открытыми тому, что нам дают окружающие. По сути, только мудрый человек может видеть свои грехи, знать их и помнить о них, не фантазировать на этот счет, а на самом деле видеть свои пороки. А кто лучше наших ближних может подсказать нам, какие у нас есть грехи? Конечно, мы склонны отмахиваться, но если человек, который постоянно с нами живет или работает, говорит: «Знаешь, у тебя есть такой грех», — то стоит к нему прислушаться, потому что это говорит мудрость. Мудрость может говорить через кого угодно, даже через младенцев.

Дай Бог, чтобы наши умы и сердца были открыты мудрости, ибо она, по слову Соломона, есть нужнейшее и важнейшее, потому что помогает стяжать страх Господень, а через это прийти к познанию Бога.

Для чего мы с вами постимся? Можно задать себе этот вопрос. Исполняем традицию? Хорошо, а что будет, если не исполнять традицию? Бог нас за это покарает? Множество людей не исполняет традицию и при этом живет неплохо. Может быть, для того, чтобы стать лучше? Да нет, лучше мы не становимся, потому что христианство — это вообще не практика самосовершенствования. Если человек хочет стать лучше, ему, наверное, стоит пройти курсы каких-то психологов, чтобы обрести навыки успешного общения, стать приятным во всех отношениях членом социума. Но ведь святые, так скажем, далеко не всегда были приятными людьми. Они угождали Богу, они познали Его, но это не значит, что они обладали приятными для общества навыками. Для чего же мы постимся? Ответов может быть множество. Стать лучше — неверный ответ, покаяться — неверный ответ, потому что покаяние никак не связано с постом. Один из правильных ответов: мы постимся для того, чтобы познать Бога опытным путем через совершение этого аскетического подвига.

Дай Бог, чтобы этой цели мы с вами в какой-то мере все достигли. Дай Бог, чтобы мы с вами видели, умели замечать разлитую кругом мудрость. Дай Бог, чтобы страх Господень, страх оскорбить Бога всегда нас с вами сопровождал, был руководителем нашей жизни.

Помощи всем Божией! Благодарю вас за совместную молитву.