Епископ Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме Переславля

10 декабря 2022 года, в праздник иконы Божией матери «Знамение», епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Знаменском храме города Переславля.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сёстры! С днём чествования образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии «Знамение» вас всех сердечно поздравляю!

История иконы «Знамение» переносит нас в очень непростое время — время междоусобицы на Руси. Мы с вами помним, какие именно исторические факты послужили причиной установления чествования этой иконы: осада Великого Новгорода войсками князя Андрея Боголюбского и последующие действия этих войск. Естественно, что у святого князя Андрея были весомые причины для таких действий, и, что особенно важно, бесславная осада Новгорода не помешала святости князя Андрея, она не обесценила всех его иных дел. И это неудивительно, если мы знаем Священное Писание и Предание нашей Церкви, ведь и многие другие святые далеко не всегда действовали безошибочно и праведно, достаточно вспомнить историю Давида и Вирсавии, или же всем прекрасно известное житие преподобной Марии Египетской. Да и вообще, в жизни святых, как и в жизни любого другого человека случились ошибки и падения, в этом нет ничего страшного, конечно, при том условии, что ошибки и падения были осмыслены и было принесено покаяние.

Тогда, в начале XII века, не только святой князь Андрей, но и очень многие другие люди допускали ту же самую ошибку, которую мы допускаем и сегодня. Более того, эта ошибка известна со времён христианской древности, иначе бы не появилось слово святителя Григория Нисского, именуемое «О тех, которые предпринимают путешествия в Иерусалим», и имеющее ещё одно название: «Слово против тех, кто ездит на Святую Землю». Суть мысли святителя Григория проста: он выступает против каких-либо механистических действий, которые, как многим кажется, могут привести к чему-то хорошему. Более того, если мы с вниманием обратимся к Священному Писанию, то увидим, что в Первой книге Царств есть очень важная история, которая говорит о том же самом, это история про сыновей первосвященника Илия Офни и Финееса, они решили, что сама по себе святыня — Ковчег Завета — способна оградить их от врагов и принести победу израильтянами в борьбе с филистимлянами. Но оказалось, что помогает не какая-либо святыня, не правильно произнесённые молитвы, помогает лишь Бог, Который не сводится к какой бы то ни было святыне, и для сыновей Илия эта их инициатива закончилась трагически: они были убиты, а Ковчег Завета оказался в руках врагов Израиля. Бог же помогает не тем, кто имеет в своих руках святыни, и не тем, кто произносит молитвы, Бог помогает тем, кто творит Его волю, но и это не является определяющим фактором, определяет всё Сам Бог, а человеческие попытки путём каких-то действий привлечь Бога на свою сторону смешны и нелепы, они очень напоминают язычество с его представлениями о Боге как о некоей безликой силе, которую можно себе подчинить и заставить делать то, что нужно человеку.

Очень хочется, чтобы мы все об этом помнили, помнили, что Бог не с теми, кто правильно молится, и не с теми, кто обладает святынями, Бог самовластен, а потому Он помогает тем, кто чтит Его своими делами, тем, кто хранит в сердце Его Слово и исполняет его так, как это делала Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария!

Похожие публикации