27 февраля 2020 года, в день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме святой Параскевы Пятницы в с. Большое Село.

По окончании богослужения владыка поздравил настоятеля храма протоиерея Сергия Сабодаша с 65-летием:

— Дорогой отец Сергий, прежде чем вас поздравлять, я хотел бы немножко сказать о сегодняшнем евангельском чтении, а конкретно о, в рамках этого отрывка, рядовом, но очень важном по своему внутреннему наполнению эпизоде. О том, как народ начал просить отпустить Варавву.

О том, что Варавва был разбойником, говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов (Ин. 18, 40). Апостол Лука не называет его прямо разбойником, он говорит, что он сотворил возмущение и убийство в городе (Лк. 23, 19).

Из слова евангелистов можно сделать один простой вывод — этот человек был душегубом. Но тогда получается очень странно: если он был душегубом, если он кого-то убил, а он сотворил убийство, то почему люди хотели видеть его на свободе? Почему они просили отпустить его? Это что, помешательство какое-то? Конечно же нет. Дело в том, что он был не бытовым ординарным убийцей, а идейным политическим борцом, был партизаном, зилотом. И боролся этот человек против оккупационной римской власти. Именно поэтому, люди, которые ему очень сочувствовали в этой борьбе, хотели видеть его на свободе.

Некоторые из них, далеко не все, слышали о Христе еще до того, как Господь был заключен под стражу. И даже интересовались тем, что Он делает и говорит, потому что полагали, что Он именно тот человек, который возглавит борьбу за свободу Израиля от иноземных захватчиков, от римских оккупантов. Но Христос не проявлял никакого интереса к политике, не проявлял никакого интереса к освободительной борьбе, но говорил, что Царствие Его не от мира сего (Ин. 18, 36). Оно никак не соприкасается с этим миром, оно абсолютно другое. И тогда, когда люди увидели, что Он не собирается бороться за интересы государства, Он им стал просто неинтересен. А Варавва был тем, кто самим делом доказал, что будет бороться за государственные интересы. И, соответственно, люди испросили у Пилата Варавву, а Христа, как мы знаем, приговорили к смерти и убили на Кресте.

О чем эта история должна нам сказать? О том, что у каждого из нас, и, отец Сергий, у вас, есть то, что нам кажется очень важным: национальные интересы, государственные интересы, семейные интересы, интересы детей, собственное здоровье, здоровье близких и так далее… Есть очень много того, что для нас первично и важно. Если этим сильно увлечься, если перейти какую-то невидимую границу, которую сложно определить, то Христос станет не нужен, станет неинтересен. Интересны будут перечисленные ранее вещи.

Отец Сергий, я знаю, что вы любите Христа, я знаю, что вы идете за Ним, но пока мы живы, мы не можем быть спокойны и уверены в самих себе. Вам, надеюсь, еще далеко до перехода в Вечность. Поэтому мне бы хотелось вам пожелать, в первую очередь того, чтобы, несмотря на все те вызовы, которые у всех в жизни бывают, в том числе у вас, несмотря на то, что может вас отвлечь и отвлекает от Христа, чтобы Он был самым главным вашим интересом, первым вашим стремлением!