Епископ Феоктист принял участие в торжествах по случаю годовщины обретения мощей преподобного Герасима Болдинского в Свято-Троицком Болдином монастыре

свящ. Сергий Савенков
Фото

20 июля 2021 года, в Свято-Троицком Болдином мужском монастыре (Смоленская епархия) торжественно отметили 20-летие обретения мощей преподобного Герасима Болдинского.

Праздничные богослужения — всенощное бдение и Литургию — в Свято-Троицком храме обители возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. Владыке сослужили епископ Вяземский и Гагаринский Сергий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, настоятель Свято-Троицкого Даниловского мужского монастыря города Переславля игумен Пантелеимон (Королёв), духовенство епархий Смоленской митрополии.

После чтения Евангелия епископ Феоктист обратился к собравшимся:

— Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Всем нам прекрасно известна причина, по которой мы сегодня собрались в этом монастыре: сегодня Смоленская митрополия торжествует в честь 20-й годовщины обретения честных мощей преподобного Герасима Болдинского. Полагаю, что многие знают житие преподобного Герасима, знают, что он был уроженцем Переславля-Залесского, сегодня Переславль — кафедральный город Переславской епархии Ярославской митрополии, а мне Бог судил быть Переславским архиереем. Но преподобный Герасим отнюдь не единственный святой, который связывает Смоленскую и Ярославскую земли. В соборах наших святых можно найти ещё как минимум четыре имени: это Смоленский князь Андрей, который своими мощами почивает в Никольском женском монастыре Переславля, это святые благоверный князь Феодор и его сыновья Давид и Константин, их мощи находятся в Ярославле.

Оба собора святых — и Смоленский, и Ростово-Ярославский — поражают количеством имён, которые в них вошли. Нам с вами очень повезло: мы живём на земле святых. А этот факт не может не приводить к мыслям о святости как таковой. Что это? В чём она проявляется? И как она достигается?

Конечно, на эти вопросы не может быть простых и односложных ответов. Хотя бы по той причине, что в абсолютном смысле свят лишь Бог, а человеческая святость — это некая условность, которой описывается степень приближения к Богу. Ну а Бог — превосходит наше постижение, путь к Нему сколь прекрасен, столь же и уникален для каждого человека. Поэтому и о святости можно говорить лишь в самых общих чертах. Так что же мы можем сказать о святости, если за основу размышлений взять Священное Писание?

Обращает на себя внимание тот факт, что само слово «святой» появляется в Библии лишь во второй её книге — книге Исход. До этого в Священном Писании нет ни такого слова, ни связанного с ним понятия.

Книга Исход — это, по большей части, историческая хроника, которая повествует о формировании особого народа, народа, с которым Бог установил особые отношения, народа, из которого должен был произойти — и произошёл! — Помазанник, или, по-гречески, Христос, Тот, Кто стал Новым Адамом, и уничтожил последствия греха Адама и Евы. Именно с формированием этого особого народа связано появление слова «святой» в Библии.

Следующие две библейские книги — Левит и Числа — продолжают тему формирования Богом особого народа, поэтому в них мы тоже видим множественное употребление слова «святой» и его производных.

Из этого можно сделать вполне очевидный вывод: понятие «святой» имеет непосредственную связь с народом, который Бог выделил среди прочих народов для исполнения Своей воли о спасении человечества от рабства греху и смерти. Свят (среди людей) — тот, кто принадлежит к этому народу: «И будете у Меня людьми святыми» (Исх. 22, 31), «вы будете у Меня царственным священством и народом святым» (Исх. 23, 22). Собственно, привычное нам словосочетание «избранный народ» напрямую связано с этими фрагментами Священного Писания, ведь понятие «святой» определяется на языке Ветхого Завета избранничеством: свят тот, кого избрал Бог.

Конечно, те, кого избрал Бог, должны следовать определенным правилам, через соблюдение которых святость проявляет себя вовне. Совокупность этих правил называется всем прекрасно известным словосочетанием «закон Моисея».

Далее Священное Писание Ветхого Завета если и упоминает о святости, то в связи с бывшими ранее событиями и с необходимостью напомнить избранному народу о том, кто они такие и почему им не стоит стремиться походить на те племена, с которыми они входят в соприкосновение. Особенно же много об этом говорят книги пророков. Говорит о святости и Псалтырь: в ней царь Давид поэтически излагает свое стремление к Богу, в этой связи он неоднократно упоминает святость Бога и Его обетования.

Любопытно, что упоминания святости в Новом Завете, как и в Ветхом, не вполне равномерно распределены по книгам. Так, в Евангелиях, собственно, о святости речь не идёт. Этим Евангелия очень похожи на Бытие. Разговор о святости начинается позже: в апостольских посланиях. И говорится о ней в контексте формирования нового народа, точно также, как в Исходе святость была связана с формированием народа Израиля. Но теперь святость не определяется принадлежностью к какому-то одному этносу, а соблюдение какого бы то ни было написанного закона не является проявлением святости.

С точки зрения Нового Завета, святость по-прежнему равна избранности, но не избранности этнической, эта избранность другого рода — той, которая определяется верой в Иисуса из Назарета как Помазанника Божия и верой в Его Воскресение. Ну а проявление и утверждение святости заключается в жизни по вере. Именно по этой причине книга Деяний святых апостолов до появления слова «христиане» называет верующих во Христа «святыми». Эти люди отделены от окружающего их мира верой во Христа. Они в мире, но одновременно они и вне мира. Точно также, как израильтяне Ветхого Завета находились среди других народов, но вместе с этим они пребывали вне их сообщества.

История Церкви показала: несмотря на то, что к святости — то есть к вере и к жизни по вере — призваны все, далеко не все оказываются способны идти дальше веры как убежденности в Воскресении Христовом. Сегодня мы называем святыми тех, кто не только верует, но и живёт по вере. Такая жизнь всегда будет казаться со стороны очень странной, ведь она — проявление божественной силы и премудрости здесь, среди людей. Святой никогда не будет понятен его современникам.

Мы почитает преподобного Герасима как святого. Говорим о нём красивые и возвышенные слова. Совершаем богослужения, приуроченные к дням его памяти. Но кто может дать ответ на вопрос о том, почему он решил перейти из Переславля сюда? И почему именно сюда? Да, мы можем сказать, что он искал сугубого подвига, можем попытаться найти какие-то внешние причины, которые поддаются описанию и находятся в рамках человеческой логики. Но истинная причина в другом: он жил под водительством Духа Святого. Он не был роботом, ему было страшно, у него были сомнения, но всем своим опасениям он предпочитал послушание Духу Святому, Который говорил в его сердце. Ну а внешний мир никогда не сможет услышать и понять этот голос.

Дай же нам всем Бог суметь актуализировать свою святость через такое же отважное послушание Духу Святому, ведь именно к этому мы все с вами призваны Самим Богом.

Похожие публикации