Переславское духовное училище в конце XVIII — начале XX века

11 сентября 1788 года епископу Суздальскому Виктору (Онисимову) от родителей учеников упраздненной семинарии — священно-церковнослужителей Переславского, Александровского, Киржачского и Покровского уездов — было подано прошение, «в котором изъяснили, что им возить в Суздаль детей малолетних неудобно как по дальности расстояния, так и по дороговизне квартир». Там же указывалось, что «с общаго согласия положили, чтобы в Переславле учреждено было Училище на их общем всех церквей содержании».

Малое переславское духовное училище было образовано 14 декабря 1788 года и просуществовало до 1918 года. Открылось училище в тех же покоях Данилова монастыря, где прежде находилась семинария. Первых учеников было 105. Учреждены два класса: элементарный, в котором преподавалось чтение и правописание — русское и латинское; и грамматический — низший и высший.

Учителями стали два переславских священника — Антоний Кудрявцев и Василий Сермяков с жалованьем по 20 рублей каждому. Надзирателем за нравственностью учеников был Даниловский архимандрит Амвросий. 21 марта 1889 года, в связи с увеличением числа учащихся, взяли третьего учителя. Ведомости об успеваемости учеников Даниловский архимандрит за подписью учителей предоставлял в Суздальскую консисторию. Расцвет училища пришелся на 1792 по 1800 годы, когда оно достигло уровня прежней семинарии. В 1792 году было 6 классов: инфима, инфарматория, аналогия, грамматика, синтаксима и риторика. Протоиерей переславского Успенского собора по воскресным дням пред Литургией преподавал ученикам катехизис и толковал воскресное Евангелие. Из класса риторики ученики переводились в класс философии Суздальской семинарии и «ставились прямо во священники». В 1793 году был поставлен ректор — Даниловский архимандрит Венедикт. В 1797 году открылся философский класс, в который поступили 25 человек из Суздальской семинарии. Ученики философии назывались студентами и посвящались в стихарь для сказывания проповедей. Учебные пособия того времени: по латинскому языку— грамматика Лебедева; по риторике —риторика Ломоносова, способ обучаться словесным языкам, «Elementa oratoria» Каменского, «Gradus ad Parnassum», «Palaestra oratoria», «Parnassus Poeticus», «Orator extemporaneus».

В 1800 году упразднили Муромское и Вязниковское училища; их учащиеся были переведены во Владимирское и Суздальское училища. Переславское училище «оставляется, так как в нём всегда с пользою церкви учение продолжалось». Философский и риторический классы упразднили, учеников из них перевели во Владимирскую семинарию на соответствующие классы. В училище осталось три класса: высший грамматический или синтаксима, низший грамматический и элементарный. Учебный курс каждого класса был рассчитан на два года. для обучения нотному пению выбраны были способные к тому причетники г. Переславля. Катехизис и Евангелие толковались в воскресные дни в училище за час перед Литургией.

С 1814 года училища преобразовали в «уездные» и «приходские». В каждом было по два класса: греческий язык и славянский; введены новые учебные руководства: славянская грамматика, арифметика, греческая грамматика, священная история, латинская грамматика Амвросия, Корнелий Непот, греческая хрестоматия Каченовского, устав церковный и Новый Завет.

В 1852 году уездные и приходские училища соединили в одном составе под названием уездных училищ с тремя отделениями: высшим, средним и низшим. Низшее отделение составилось из 1‑го и 2‑го класса приходского училища, — среднее из прежнего низшего, а высшее не изменилось. Курс в каждом отделении был двухгодичный. В учебную программу введены новые предметы: объяснение воскресных и праздничных Евангелий и Апостолов, объяснение утвари церковной и праздников церковных, русская история. Для желающих занять только причетнические места, а также исключённых из нижнего и среднего отделения, был учреждён причетнический класс.

С самого начала основания училища по 1800 год учителя и училище содержались на средства священно-церковнослужителей, чьи дети там обучались. Со священнического сына собирался в год 1 рубль, диаконского — 50 копеек, причетнического — 25 копеек. Сбор производили благочинные. Сироты по особым прошениям и свидетельствам о бедности освобождались от взноса. В 1800 году сбор денег с учеников отменён и на содержание учителей и училища отчислена сумма из положенной суммы на Суздальскую семинарию. Их жалованье, даже с прибавкой, было очень бедным, по сравнению с жалованьем преподавателей светского училища, где детей было в четыре раза меньше. На содержание училища, канцелярию и библиотеку составлялись каждый год сметы.