Добровольцы в маленьком городе: меньше красивых картинок, больше такта

Анна Гришина переехала из Москвы в Переславль чуть больше года назад и стала координатором службы помощи «Божеделье» при Свято-Троицком Даниловом монастыре. Оказалось, что переложить столичный опыт добровольческого служения на маленький город не так-то просто: здесь своя специфика, постигать которую пришлось уже по ходу работы
Павел Смертин
Фото
Вероника Бузынкина
Автор
Источник

Мы разговариваем с Анной в «Архондарике» — недавно открытой стильной кофейне при монастыре. На днях здесь открылась выставка местного художника и трудника обители Павла Морозова, а вчера допоздна была встреча киноклуба — смотрели и обсуждали фильм «Апостол любви» про митрополита Антония Сурожского. Анна поздно вернулась домой после киновстречи и утром побежала заступать на дежурство в кофейню.

Как в Переславле появились божедельцы

Служба «Божеделье» при Даниловом монастыре в Переславле начала работу в сентябре 2021 года. В XVI веке преподобный Даниил, основатель монастыря, заботился о нищих и завещал после своей смерти не оставлять нуждающихся. С тех пор в обители традиционно помогали неимущим, раздавали одежду и продукты. Когда настоятелем стал игумен Пантелеимон (Королёв), он решил, что этого недостаточно, помогать надо не только вещами, но и делами. Поэтому божедельцы стараются откликаться на самые разные просьбы: могут собирать яблоки в саду пожилой прихожанки и варить варенье для своих подопечных, могут ухаживать за лежачими больными или поехать в заброшенную деревню послужить там молебен для бабушек.

Координатор службы, москвичка Анна Гришина, до переезда в Переславль много лет была добровольцем службы «Милосердие» при храме царевича Димитрия. Ухаживала за тяжелобольными в больнице и на дому. Одним из её подопечных был Ян Юрьевич, дедушка игумена Пантелеимона. Сначала Анна помогала ему в Москве, а потом стала навещать в Переславле.

Божедельцы считают, что их служба возникла благодаря дедушке и дядюшке. Дедушка — это Ян Юрьевич, а дядюшка — человек из истории монастыря, немой странник. Он приходил к монастырю и ничего не мог говорить, кроме слова «дядюшка». Осталось предание, как однажды преподобный Даниил шёл в храм, споткнулся обо что-то и упал, оказалось, что это был тот самый дядюшка, умерший и лежавший на земле. Преподобный похоронил его по-христиански, построил храм на месте захоронения. Впоследствии на этом месте и был основан Свято-Троицкий Данилов монастырь.

«Мы подумали, что хорошо бы в память и о том дядюшке из истории монастыря, и о дедушке отца игумена создать службу помощи всем нуждающимся, — рассказывает Анна Гришина. — Когда мы продумывали нашу службу, я опиралась на свой опыт добровольца «Милосердия», у нас был прекрасный образец, который мы взяли за основу».

Из отчётов божедельцев во «Вконтакте»: «Помогли женщине после операции добраться из Москвы в Переславль. Помогли с переездом и дорогой до Москвы на обучение маме-одиночке. Оказали психологическую помощь подопечным, тяжело переживающим утрату близкого человека. Закупили и доставили лекарства и продукты заболевшей маме с ребёнком. Оплатили мобильную связь женщине в больнице. Забрали необходимые лекарства с почты, пока подопечная находилась в больнице. Убирали квартиру одинокой пожилой женщине. Нашли и отдали трёхколесный велосипед многодетной семье».

Сегодня её день начинается с налаживания работы кофемашины и уборки. Потом она проведёт здесь же благотворительный урок математики, после него — деловую встречу. И всё это в день, который считается выходным.

Преподобный Даниил и его команда

Координатор добровольческой службы «Божеделье» Анна Гришина и игумен Свято-Троицкого Данилова монастыря Пантелеимон (Королёв)

— Анна, почему вы сейчас в кофейне, вы же координатор добровольцев?

— Работа в кофейне — тоже социальное служение. Наш «Архондарик» задуман как пространство соприкосновения людей из мира с монастырём. Увидев, что здесь уютно и красиво, есть вкусный кофе, выставки, «человек с улицы» поймёт, что в Церкви есть люди, которые готовы встретить тебя с любовью.

Мы с другими божедельцами обучились работе бариста и варим теперь вкусный кофе нашим гостям.

Я живу по принципу «благословили — делаю», но часто благословение совпадает с тем, что по душе. Например, мне всегда была интересна аналитика, поэтому, когда на меня свалилась организация работы кофейни, я с большой радостью стала этим заниматься.

— Почему при Даниловом монастыре добрыми делами занимаются миряне, а не монахи?

— Монашеская братия не должна очень плотно соприкасаться с миром, считает настоятель. Хорошо, когда есть такая «монастырская рука», активные миряне, которые духовно окормляются при монастыре и занимаются добрыми делами.

Божедельцев очень вдохновляет пример отца Пантелеимона, который участвует во многих делах службы. Например, он окончил курсы по уходу за больными, дежурит в больнице, меняет больным памперсы, кормит с ложечки. Был случай, когда больной умирал, отец Пантелеимон побежал за облачением, вернулся, чтобы его пособоровать.

Всего божедельцев порядка 30 человек. Очень ценно, что добрая половина наших божедельцев — мужчины, братская помощь, связанная с физическим трудом, здесь всегда востребованна. Я думаю, собирает всех даже не игумен Пантелеимон, а, наверное, сам преподобный Даниил Переславский. Он приводит в свою обитель людей, а игумен помогает каждому найти своё дело — кто-то тарелочки после общей трапезы моет, кто-то бабушкам помогает, кто-то в больницу идёт, кто-то аппаратуру настраивает на мероприятиях.

Помощь в маленьком городе должна быть деликатной

— Когда «Божеделье» начинало свою работу, всё получилось так, как вы задумывали, или вас ждали сокрушительные разочарования?

— Конечно, сказалась специфика маленького города, которую невозможно было знать заранее. С самого начала ожидаемого шквала звонков не было.

Люди в провинции долго присматриваются, нужно время, чтобы они поверили нам и не боялись обращаться.

Одна из особенностей маленького города — люди очень не любят публичного внимания, огласки. В мегаполисе человеку проще принимать помощь, он тут затерян среди других 15 миллионов, кому какое дело до истории Васи Иванова. А здесь совсем по-другому, Васю Иванова знает каждый второй, и если у него что-то случилось, то это могут обсуждать, могут и осуждать. Помощь должна быть особенно тактичной.

Например, есть благотворитель, который готов жертвовать, но ему нужен фотоотчёт, а люди к этому не готовы — их лицо будет где-то в интернете, кто-то начнет судачить. Людям проще не взять бесплатные памперсы, чем пойти на обнародование их ситуации.

Однажды мы устроили бутик в помещении монастыря. Помогал в этом фонд «Второе дыхание». Сделали красивый интерьер, повесили лампочки, для детей сделали отдельную игровую, устроили такую шопинг-терапию для мам. Красивая история, красиво бы выглядело в соцсетях, но далеко не все согласились на это. Поэтому мы сделали только несколько фото тех, кто был не против.

Мы не можем давать никаких человеческих историй в нашей группе «Вконтакте», ведь все сразу поймут, о ком идёт речь. Писать приходится очень обтекаемо, чтобы было понятно, что мы сделали, но непонятно, о ком речь.

Иногда бывает и такое — мне пишут, что увидели пожертвованные на благотворительной ярмарке кастрюли в продаже в местной группе. Мы подумали и не стали разбираться, кто это продаёт, — значит, человеку сейчас важнее тысяча рублей, чем кастрюли.

Сейчас у нас подопечных около 100 человек, многодетные семьи, дети-инвалиды, матери-одиночки. Не всем, конечно, нужна помощь одновременно, но когда устраивали на Рождество или Пасху спектакль для детей, то показывали по три раза, потому что все желающие сразу в зал не помещались.

Пора признать, что люди нуждаются друг в друге

— Вы думали о том, почему люди так стесняются просить помощи?

— Кто-то просто к этому не привык, а возможно, что от гордости или тщеславия. Конечно, легче помогать, чем принимать помощь. Когда помогаешь — ты сильный. А человек, которому приходится обращаться за помощью, — беззащитный, слабый, должен уметь принимать. Это сложно.

Наша ответственность как добровольцев — быть такими, чтобы к нам легко было прийти и попросить. Если человек в состоянии горя к нам обратится, а мы встретим его безразлично, для него это будет удар.

В «Божеделье» само собой сложилось так, что одни подопечные стали помогать другим. Например, одной семье нужны были продукты и деньги, чтобы выжить, и они очень переживали каждый раз, когда им приходилось просить. А другой семье нужна была няня. Задача службы оказалась лишь в том, чтобы их соединить.

Мне и самой приходилось быть в роли подопечной. Я мама-одиночка, когда сын был ещё дошкольник, он всё время проводил при мне в монастыре. И одна местная женщина просто подошла ко мне и сказала: слушай, ты разрываешься, зачем тратить деньги на няню, давай я буду с ним сидеть, у меня дом рядом с монастырём. И это оказалась колоссальной помощью!

Получается, что и нуждающийся человек может быть в чём-то полезен, не всегда можно разделить людей на подопечных и добровольцев. Мы все нуждаемся друг в друге.

— Бывают ли ситуации, когда вы понимаете, что ничем помочь невозможно, и наступает отчаяние?

— Первое, что должно быть в работе добровольцев, — абсолютное доверие Богу и понимание, что мы не можем помочь везде и всюду. Где-то по промыслу Божию есть ситуации, где мы ничего своими силами изменить не можем, мы должны их принять. Но мы в этой ситуации — и это тоже немало — способны молиться за человека.

Всё ложится на фундамент веры доверия и любви к Богу. Это фундамент, на котором основывается всё наше дело, если его убрать, начинается: я сам, я могу, я умею, я хочу вот так — и всё благое делание рушится.

Чтобы был ресурс помогать, надо самому находиться в тонусе, и тут нам помогает общая молитва. Мы служим Литургии, на которых сугубо молимся о наших подопечных, оказавшихся в особо тяжёлой жизненной ситуации. Молимся друг за друга, за мир во время нашего служения, о том, чтобы пришли новые помощники.

Лучшее средство от усталости

— Вы не устали за этот год от своей работы? Кажется, что вертитесь как белка в колесе. Не хочется всё бросить и обратно в Москву?

— Нет, это в Москве чувствуешь себя белкой в колесе, а в Переславле всё происходит медленнее. Прожить здесь полгода — это как в Москве три недели. В Москве я еле-еле куда-то вырывалась раз в месяц, а тут после загруженного рабочего дня могу поехать на Александрову гору, сидеть и смотреть на закат, на простор озера, и вся усталость как рукой снимается.

Бывает и тяжело, но тут важно не впадать в жаление себя: ах, какой я бедный несчастный доброволец, сколько на меня сыпется тяжёлых историй. Да, это так, но, с другой стороны, сколько вокруг тебя прекрасных исцелений, которые даёт Господь в этих историях! Когда становишься соучастником Божиих дел, это очень вдохновляет.

Ты понимаешь, что и тебя Господь так же любит, и о тебе так же Господь заботится. Просто в своей ситуации ты иногда это не видишь.

Когда мне кажется, что ресурс у меня на нуле, что меня саму бы кто-нибудь утешил, я иду заниматься проблемами других людей, и Господь утешает так, как никто не смог бы. Приключаются невероятные истории, совпадения, случаи, которые помогают мне, и этого бы не случилось, если бы я сидела дома и жалела себя.

Похожие публикации