Храм Смоленской иконы Божией Матери, с. Ям
Общие данные
О времени первоначального основания Ямской слободы в г. Переславле сведений не сохранилось. Переславль лежит на большой дороге, идущей от Москвы на север к Ростову, Ярославлю, Вологде и Архангельску. Тракт этот был оживлённый и, для сношений по государственным надобностям, непременно должны были устроиться на нём ямы в XV и XVI вв. Ямщики, которые обслуживали станции на тракте, обыкновенно селились компактно в ямских слободах. Впоследствии многие слободы стали отдельными селами или городскими окраинами. Некоторые из них сохранили в своих названиях напоминания об изначальной принадлежности. Даже на карте г. Москвы можно найти ул. Николоямскую, несколько ул. Тверских-Ямских и ул. Ямского Поля.
О существовании Ямской слободы в XVII в. имеются уже несомненные свидетельства; по переписным книгам 1677 г. в этой слободе было 70 дворов ямских охотников, 4 двора половинщиков, 1 двор приказчика, 1 двор ямского дьячка и 1 двор бобыльский. В 1708 г. здесь было 73 двора. При императоре Петре Великом, когда были особенно оживлены сношения Переславля с Москвой, ямщикам пожалованы были особый пастбищные земли в разных местах.
Церковь в Ямской слободе существовала уже в начале XVII в., имела главный престол в честь «Пречистыя Богородицы Одигитрия» и платила в патриаршую казну «6 алтын, 5 денег и заезда гривну». В переписных книгах 1677 г. об этой церкви сказано, что она была «деревяна клецки», имела ещё придел в честь мчч. Флора и Лавра, построена приходскими людьми того села; при ней в то время был поп Илья.
В 1683 г. прихожанами была куплена в Переславском Федоровском монастыре готовая церковь, перевезена была в слободу, вновь устроена и освящена в 1685 г. Престолы в новой церкви устроены были в честь того же, что и в прежней церкви.
Эта деревянная церковь существовала в слободе до начала XIX в. В 1820 г. вместо деревянной церкви, прихожанами построен существующий и доныне каменный храм с колокольней. В 1815 г. местный священник Григорий Зверев обратился в епархию с прошением построить в Ямской слободе каменную церковь. Разрешение было получено. На строительство потребовалось пять лет. Летом 1820 г. оно завершилось, 12 сентября храм был освящён.
Престолов в ней два: в холодной в честь Смоленской иконы Божией Матери, в тёплом приделе — во имя мчч. Флора и Лавра. В Смоленском храме всегда было два престола, традиционных для ямских слобод, Богородицы Одигитрии — Путеводительницы и покровителей коней — братьев-мучеников Флора и Лавра.
Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена вполне достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами древняя икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия»; в придельном храме древняя икона Спаса Нерукотворного и Печерской иконы Божией Матери, украшены иконы были жемчугом. На других местных иконах украшения серебряные. Одни из святых сосудов серебряные приложены в храме няней Петра I Натальей Взимковой, впоследствии монахиней Феодоровского монастыря.
Вот какое описание этого храма есть в архивных документах за 1875 г.: «Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка, крыта железом, на ней крест железный вызолоченный, под крестом глава обшита белой английской жестью. Внутри церкви выштукатурено, выбелено и раскрашено живописью. Сама церковь обнесена каменной оградой».
В Ямской слободе с 1883 г. была открыта земская народная школа; учащихся в 1893 г. было 33.
К 1895 г. в церкви хранились копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1838 г.
В более поздней ведомости, за 1897 г., написано: «Ризницей, утварью и святыми иконами церковь снабжена вполне. Причта положено по штату: священник и псаломщик. Земли при сей церкви усадебной 3 десятины, пашенной — 22 десятины и сенокосной 3 десятины».
Из этих же документов мы узнаем, что священник проживал в небольшом деревянном доме, покрытым тесом и соломой, который перестроили из старого в 1877 г. Это был церковно-общественный дом. Псаломщик имел собственный дом. Оба строения находились на церковной земле.
Кроме церковного дома священника, к храму была приписана небольшая каменная сторожка, крытая железом, находившаяся при церкви. Также деревянная часовня в дер. Троицкой. По ведомостям того времени приход состоял из Ямской слободы и с. Троицкого, расположенного в двух верстах от церкви. В них числилось 208 душ мужского пола и 277 женского, все православные.
В конце XIX в. При Смоленском храме уже существовало кладбище «для погребения умерших на удобном и приличном для сего месте, обрыто рвом и ограждено загородью из жердей».
Как и многие другие церкви, Смоленский храм был закрыт в годы Советской власти, и с 1940 г. богослужения там не проводились. Перед закрытием были расстреляны настоятель священник Николай Нуцков и священник Василий Малинин.
Храм пришёл в запустение. Были украдены иконы, разбиты лики святых, выбиты окна. Колокольня дала усадку и покрылась трещинами. К счастью, здание избежало полного разрушения.
Долгие годы храм использовался как подсобное помещение для всяких хозяйственных нужд. Ближе к 1990-м гг. колхоз развалился, храм стал никому не нужным. Под сводом храма вили гнёзда птицы, на месте кровли росли сорная трава и мелкая поросль. В таком состоянии впервые увидел этот храм священник Олег Колмаков в конце 1990-х гг., который в 2003 г. стал настоятелем ямского храма. 10 августа 2003 г., в день Смоленской иконы Божией Матери, здесь была отслужена первая Божественная Литургия.
Переславская Ямская слобода является родиной местночтимого угодника Божия блаженного Михаила Переславского — Миши-Самуила. 8 марта 2009 г., на месте предполагаемого дома родителей праведника прихожанами ямского храма был установлен поклонный крест.
Персоналии
Настоятель
Клирик
Клирик
Контакты
152021, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Ям, ул. Центральная, 53в
Адрес