Храм Смоленской иконы Божией Матери, с. Ям

Общие данные

О времени первоначального основания Ямской слободы в г. Переславле сведений не сохранилось. Переславль лежит на большой дороге, идущей от Москвы на север к Ростову, Ярославлю, Вологде и Архангельску. Тракт этот был оживлённый и, для сношений по государственным надобностям, непременно должны были устроиться на нём ямы в XV и XVI вв. Ямщики, которые обслуживали станции на тракте, обыкновенно селились компактно в ямских слободах. Впоследствии многие слободы стали отдельными селами или городскими окраинами. Некоторые из них сохранили в своих названиях напоминания об изначальной принадлежности. Даже на карте г. Москвы можно найти ул. Николоямскую, несколько ул. Тверских-Ямских и ул. Ямского Поля.

О существовании Ямской слободы в XVII в. имеются уже несомненные свидетельства; по переписным книгам 1677 г. в этой слободе было 70 дворов ямских охотников, 4 двора половинщиков, 1 двор приказчика, 1 двор ямского дьячка и 1 двор бобыльский. В 1708 г. здесь было 73 двора. При императоре Петре Великом, когда были особенно оживлены сношения Переславля с Москвой, ямщикам пожалованы были особый пастбищные земли в разных местах.

Церковь в Ямской слободе существовала уже в начале XVII в., имела главный престол в честь «Пречистыя Богородицы Одигитрия» и платила в патриаршую казну «6 алтын, 5 денег и заезда гривну». В переписных книгах 1677 г. об этой церкви сказано, что она была «деревяна клецки», имела ещё придел в честь мчч. Флора и Лавра, построена приходскими людьми того села; при ней в то время был поп Илья.

В 1683 г. прихожанами была куплена в Переславском Федоровском монастыре готовая церковь, перевезена была в слободу, вновь устроена и освящена в 1685 г. Престолы в новой церкви устроены были в честь того же, что и в прежней церкви.

Эта деревянная церковь существовала в слободе до начала XIX в. В 1820 г. вместо деревянной церкви, прихожанами построен существующий и доныне каменный храм с колокольней. В 1815 г. местный священник Григорий Зверев обратился в епархию с прошением построить в Ямской слободе каменную церковь. Разрешение было получено. На строительство потребовалось пять лет. Летом 1820 г. оно завершилось, 12 сентября храм был освящён.

Престолов в ней два: в холодной в честь Смоленской иконы Божией Матери, в тёплом приделе — во имя мчч. Флора и Лавра. В Смоленском храме всегда было два престола, традиционных для ямских слобод, Богородицы Одигитрии — Путеводительницы и покровителей коней — братьев-мучеников Флора и Лавра.

Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь была снабжена вполне достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами древняя икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия»; в придельном храме древняя икона Спаса Нерукотворного и Печерской иконы Божией Матери, украшены иконы были жемчугом. На других местных иконах украшения серебряные. Одни из святых сосудов серебряные приложены в храме няней Петра I Натальей Взимковой, впоследствии монахиней Феодоровского монастыря.

Вот какое описание этого храма есть в архивных документах за 1875 г.: «Зданием каменная с таковой же колокольней, крепка, крыта железом, на ней крест железный вызолоченный, под крестом глава обшита белой английской жестью. Внутри церкви выштукатурено, выбелено и раскрашено живописью. Сама церковь обнесена каменной оградой».

В Ямской слободе с 1883 г. была открыта земская народная школа; учащихся в 1893 г. было 33.

К 1895 г. в церкви хранились копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1838 г.

В более поздней ведомости, за 1897 г., написано: «Ризницей, утварью и святыми иконами церковь снабжена вполне. Причта положено по штату: священник и псаломщик. Земли при сей церкви усадебной 3 десятины, пашенной — 22 десятины и сенокосной 3 десятины».

Из этих же документов мы узнаем, что священник проживал в небольшом деревянном доме, покрытым тесом и соломой, который перестроили из старого в 1877 г. Это был церковно-общественный дом. Псаломщик имел собственный дом. Оба строения находились на церковной земле.

Кроме церковного дома священника, к храму была приписана небольшая каменная сторожка, крытая железом, находившаяся при церкви. Также деревянная часовня в дер. Троицкой. По ведомостям того времени приход состоял из Ямской слободы и с. Троицкого, расположенного в двух верстах от церкви. В них числилось 208 душ мужского пола и 277 женского, все православные.

В конце XIX в. При Смоленском храме уже существовало кладбище «для погребения умерших на удобном и приличном для сего месте, обрыто рвом и ограждено загородью из жердей».

Как и многие другие церкви, Смоленский храм был закрыт в годы Советской власти, и с 1940 г. богослужения там не проводились. Перед закрытием были расстреляны настоятель священник Николай Нуцков и священник Василий Малинин.

Храм пришёл в запустение. Были украдены иконы, разбиты лики святых, выбиты окна. Колокольня дала усадку и покрылась трещинами. К счастью, здание избежало полного разрушения.

Долгие годы храм использовался как подсобное помещение для всяких хозяйственных нужд. Ближе к 1990-м гг. колхоз развалился, храм стал никому не нужным. Под сводом храма вили гнёзда птицы, на месте кровли росли сорная трава и мелкая поросль. В таком состоянии впервые увидел этот храм священник Олег Колмаков в конце 1990-х гг., который в 2003 г. стал настоятелем ямского храма. 10 августа 2003 г., в день Смоленской иконы Божией Матери, здесь была отслужена первая Божественная Литургия.

Переславская Ямская слобода является родиной местночтимого угодника Божия блаженного Михаила Переславского — Миши-Самуила. 8 марта 2009 г., на месте предполагаемого дома родителей праведника прихожанами ямского храма был установлен поклонный крест.

Персоналии

Священник Игорь Залесский

Настоятель

Священник Андрей Синицын

Клирик

Священник Александр Серов

Клирик

Контакты

152021, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Ям, ул. Центральная, 53в

Адрес

Публикации