Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Котово

с. Котово Угличского района, ул. Успенская, 8а

Самая древняя церковь Головинской волости находилась в селе Котово. Первое упоминание о ней в Писцовых книгах Угличского уезда относится к 1620 году. В ней служил священник Карп Филиппов. Однопрестольный храм стоял на речке Немошне, искаженное современное название Мимошня. Внешне церковь выглядела как многие простые, небогатые деревянные храмы: изба-клеть. Здание, утварь, иконы, колокола и многое другое строилось и приобреталось на деньги прихожан. До 1697 года в приходе церкви состояло село Княжево, но местный помещик построил там храм, и село получило самостоятельный приход.

В 1766 году в Котове строится новая деревянная церковь, а в 1807 году она заменяется каменной с двумя престолами: в честь Успения Божией Матери и великомученицы Екатерины. Новый храм, по сведению справочника по епархии, также был построен на средства крестьян-прихожан. Неудивительно, что он имел крайне простую архитектуру.

Вероятно, строительство велось по тому же проекту, что и церковь Царевича Димитрия, что на поле. Есть похожие черты, определённая композиция — алтарь и двухсветная храмовая часть, все четыре части поставлены в одну линию «кораблём». Интерьер украшала тонкая лепнина, под нижним карнизом были изображены евангелисты и святые, имелся высокий иконостас. В 1836 году Антоном Лукиным, основателем династии сельских живописцев Гусевых-Муравьевских, была написана икона «Святый Митрофан». В 1901 году живописцем Ильёй Ярцевым выполняются росписи на средства крестьянина Угличского уезда Улейминской волости деревни Ратманово Николая Григорьевича Григорьева, известного местного благотворителя. На сводах появляются сюжеты «Воскресение Христово», «Сретение», «Благовещение». Нашли своё место в храме и местные святые — при входе были изображены Макарий Калязинский и Паисий Угличский.

В середине XIX века при Успенском храме имелось 36 десятин земли, в приходе состояло село Котово и деревни Ростовцево и Муравьево с 481 прихожанином. В начале XX века приход пополнился ещё двумя деревянными — Горками и Баскачевым.

Несмотря на борьбу, развернутую Советской властью против религии, церковь ещё просуществовала до 1939 года, потом её закрыли. Здание использовалось под склад вплоть до 1967 года, а затем пришло в упадок.

Впрочем, к бывшему храму продолжали тянуться верующие. В 1942 году в Котово приехал освобождённый из ссылки священник Василий Преображенский. Он поселился в доме Ираиды Осиповны Тиховой, а затем в её баньке была устроена тайная домашняя церковь. Тихову обвинили в антисоветской деятельности и сослали. Спустя годы, вернувшись на родину, она никогда не забывала о котовском храме, наводила в нём порядок, украшала на праздники. После смерти Ираиды Осиповны церковь осталась сиротой. Сейчас храм находится в плачевном состоянии, используется только кладбище. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2001 года Ираида Тихова была прославлена в сонме Новомучеников и исповедников Российских. Причислиление к лику святых прихожанки котовской церкви, таким образом увековечило и память о храме.

Публикации