back to top

В канун праздника Сретения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Фото
Андрей Сышев

14 февраля 2025 года, в канун праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас со Сретением Господа нашего Иисуса Христа!

Само название этого праздника — Сретение — указывает нам на то, что его центральный смысл состоит во встрече Господа нашего Иисуса Христа со старцем Симеоном в Иерусалимском храме.

Почему же эта встреча так важна, ведь, так сказать, с технической точки зрения она представляет собой почти случайное и краткое взаимодействие престарелого человека с совсем недавно родившимся младенцем? В обыденной жизни такое случается постоянно, и мало кто фиксирует своё внимание на этих встречах, почему же Евангелие столь подробно описывает встречу в Иерусалимском храме, и почему эта встреча имеет непреходящее значение?

Как мы понимаем, дело здесь не только в том, что одним из её действующих лиц был Господь наш Иисус Христос, ведь Евангелие вовсе не ставит перед собой цели описать все Его встречи, а об истории детства Спасителя Евангелие и вовсе говорит крайне скупо. Поэтому нам стоит обратить внимание не столько на Младенца Христа, сколько на Симеона. Об этом человеке Евангелие от Луки сообщает, что «он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём» (Лк. 2, 25) и что «ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2, 26). Из этого сообщения Евангелия от Луки мы можем понять о Симеоне главное: он был своего рода эталонным представителем Ветхого Завета, он достиг того, к чему человека мог привести Ветхий Завет с его законами и ритуалами. Святитель Софроний Иерусалимский в своём слове на Сретение Господне назвал Симеона олицетворением закона, и это совершенно справедливо. Кроме того, мы знаем, что Симеон был далеко не молод, предание Церкви свидетельствует, что он уже давно перешёл естественные границы человеческой жизни.

Нечто подобное можно сказать и о Ветхом Завете: тогда, когда Спаситель пришёл в мир, Ветхий Завет уже давно утратил свои свежесть и актуальность, человечеству нужен был новый договор с Богом, такой договор, который строился бы не на страхе наказания и не на мёртвых буквах, а на любви, и законом которого был бы закон Духа Святого. Симеон, будучи одним из лучших представителей праведности Ветхого Завета, прекрасно понимал его ограниченность, понимал он и то, что совсем скоро, ещё при его жизни произойдёт событие, которого ждали многие поколения, событие, которое навсегда изменит отношения Бога и человека.

И вот Симеон дождался. Вместе с ним дождалось и всё человечество. Христос пришёл, и воспитанный Ветхим Заветом человек встретился с Ним. Как мы знаем, далеко не все люди Ветхого Завета сумели правильно понять и применить его, а потому далеко не всех он привёл к тому же самому, к чему привёл Симеона. Вместе с этим Сретение Господне говорит нам о том, что ветхозаветная праведность — эта та основа, благодаря которой становится возможной встреча со Христом, и Симеон отнюдь не единственный пример: такими людьми были и Иоанн Предтеча, и апостолы Христовы, и святые жёны-мироносицы, и праведный Иосиф с Никодимом, все они, начав с исполнения предписаний закона Ветхого Завета, устремились к познанию его сути, и это сделало возможной их встречу со Христом.

Нам стоит об этом помнить, и понимать, что несмотря на множество исключений, всё же основой встречи со Христом является праведность человека, если же её нет, то человек рискует никогда не приблизиться к Спасителю или же попросту не узнать Его.

Похожие публикации