back to top

В день перенесения мощей святителя Феоктиста Новгородского епископ Феоктист совершил Литургию в Никольском монастыре

Фото
свящ. Михаил Васильковский, свящ. Сергий Савенков

5 февраля 2025 года, в день перенесения мощей святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.

Его Преосвященству сослужили: секретарь епархиального управления протоиерей Александр Передернин, духовенство Переславской епархии.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры!

Сердечно вас благодарю за то, что вы нашли сегодня возможность совершить вместе со мной соборную Литургию в день памяти святителя Феоктист, архиепископа Новгородского!

Мы относительно немного знаем об этом святом, но нам известно самое важное: кротость и любовь святителя, его молитвенное настроение и способность все невзгоды и сложности обращать в теплую молитву ко Господу. О самом важном — о любви к Богу и людям — сегодня говорил и прозвучавший во время Литургии отрывок из 12-й главы Евангелия от Марка. Когда мы слышим этот евангельский отрывок, то нам может показаться немного странным сам вопрос о первенствующей заповеди, ведь мы — христиане — живём в той системе нравственных координат, которая предполагает, что любовь должна первенствовать над всем прочим, и мы знаем, что «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1 Ин. 4, 16).

Однако обратившийся ко Христу с вопросом о первой заповеди книжник не был христианином, а в иудаизме того времени вопрос о точном числе обязательных для исполнения заповедей, а также о порядке их следования был дискуссионным, и разные учителя отвечали на него по-разному. О существовавшей тогда дискуссии мы можем судить лишь по косвенным свидетельствам, например, по тому, что некоторые иудейские учителя указывали на существование 613-ти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, в число которых входят все принятые Моисеем от Бога наставления и указания, и, рассуждая о количестве заповедей, они продолжали и говорили, что царь Давид свёл 613 заповедей к 11-ти, а пророк Исайя сумел превратить их в шесть, пророк Михей уменьшил их количество до трёх, и, наконец, пророк Аввакум — свёл весь Закон к одной заповеди: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2, 4). Ну а если говорить о первой заповеди, то это могла быть и любовь к Богу, и заповедь о субботе, и заповедь о жертвах, всё зависело от того, к какой иудейской религиозной партии принадлежал человек.

К кому относил себя евангельский книжник нам, конечно же, доподлинно неизвестно, но он явным образом обрадовался ответу Спасителя, значит, он был вполне уверен в очевидном для христианского сознания приоритете заповеди о любви к Богу над всеми прочими заповедями, повелениями и установлениями Моисеева закона.

Несмотря на то, что для нас этот приоритет, будучи определённым Самим Воплощённым Богом, очевиден, в христианской среде тоже существует свой спор о заповедях, как и в иудаизме, христиане по-разному относятся к перечню необходимых для исполнения заповедей. Кто-то останавливается лишь на том, что сказал Господь Иисус Христос, а кто-то идёт дальше, и вспоминает об установлениях Ветхого Завета, а также о правилах древних и новых Соборов, при этом, не обходя вниманием и различные традиции, которые в их глазах также обретают статус обязательных для исполнения заповедей. К примеру, кто-то уверен, что строгая постная дисциплина — та заповедь, без которой невозможно обрести спасение, а кто-то полагает, что невозможно спастись без уставных богослужений, такие примеры можно продолжать, ведь у многих из нас есть определённый крен в ту или иную сторону, однако всем нам стоит помнить, что первая заповедь — это та, которую назвал таковой Спаситель, и именно к ней мы призваны восходить.

Чествуемый сегодня святитель Феоктист об этом помнил, а потому вся его деятельность была проявлением любви, и мы не найдем упоминаний о его строгости, о наказании им виновных или же о наложении прещений. После своей кончины он тоже никого не обличал и никому не являлся в грозном облике, однако противоположных свидетельств очень много: он исцелял и исцеляет, утешал и утешает. Дай Бог, чтобы его молитвами и мы с вами не забывали о безусловном приоритете любви ко Господу и к ближнему над всем прочим!

Похожие публикации