4 января 2025 года, в канун Недели 28-й по Пятидесятнице, святых отец, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Мы привыкли к тому, что слова апостольских посланий обращены к тем людям, которые давно умерли. Если апостолы кого-то в чём-то обличают, то это нас не касается, да и сам слог посланий делает обличения менее чувствительными и заметными. Однако так бывает далеко не всегда, и некоторых из апостольских слов задевают совесть не только их непосредственных адресатов.
Апостолы, как мы знаем, не имели ничего, кроме веры во Христа и вести о Христе Воскресшем. С верой они шли туда, куда повелевал им идти Господь, а несли они проповедь о Спасителе мира. Апостолы, а вслед за ними и Церковь, были убеждены, что спасение заключено в слове как в некотором семени. Собственно, об этом говорил и Сам Христос в Своей притче о сеятеле, ведь сеятель в той евангельской притче сеет вовсе не материальное семя, а слово Божие, которое должно принести свой плод, однако приносит оно его далеко не всегда, и дело вовсе не свойствах самих семян — все они в равной степени хороши — дело в той почве, на которую семена попадают.
Апостол Иаков в своём Соборном послании несколько расширил эту Христову притчу, и расширил он её весьма неожиданным образом. В толковании к Своей притче Спаситель сказал о том, что есть три причины, которые мешают семенам принести плод: это дьявольское воздействие, это страх и это соблазны материального мира. Конечно, возможна и комбинация всех этих причин. Апостол Иаков добавил к ним ещё одну, и если упомянутые Христом препятствия для слова Божия не могут никого задеть или оскорбить, то мысль апостола Иакова весьма далека от толерантности, а также от бережного отношения к чувствам адресатов его послания.
Апостол сравнил тех, «кто слушает слово и не исполняет» с людьми, неспособными запомнить собственное отражение в зеркале, с теми, кто настолько интеллектуально слаб, что не в состоянии узнать самого себя (см. Иак. 1, 23–24). Можно сказать, что он назвал таких людей дураками. Хотя, конечно, здесь можно было бы использовать и значительно более обидное слово, но мы не станем его произносить, ведь дело не в словах, а в причинах, которые мешают нам быть исполнителями евангельского слова, и факт остаётся фактом: как правило, это внутренние причины, и одна из них — наша интеллектуальная неполноценность, которая становится заметной лишь тогда, когда дело доходит до отношения к евангельским повелениям Христа. Однако её легко избежать, если перестать относиться к Евангелию как к сборнику ничего не значащих древних назиданий, и начать смотреть на него как на Слово Жизни.
Дай Бог, чтобы у нас нашлись и желание, и смелость, и вера, чтобы поступать таким образом!