В Неделю 26-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

22 декабря 2024 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!

В Евангелии от Луки есть несколько отрывков, которые там оказались с явным прицелом на языческую аудиторию. Сегодня во время Литургии мы услышали один из таких отрывок, он был взят из 17-й главы Евангелия от Луки и рассказывал об исцелении Господом Иисусом Христос десяти прокажённых. Как мы с вами помним, акцент в этом евангельском отрывке был сделан на том, что после получения исцеления к Христу вернулся лишь один человек из десяти, а также на том, что вернувшийся был самарянином.

Нечто подобное мы уже слышали, к примеру, в притче о милосердном самарянине, который, проявив любовь к пострадавшему от разбойников людей, оказался тем самым человеком, которого можно назвать ближним несмотря на то, что он принадлежит к другому народу, к другой культуре, и, что особенно важно, к другой религии.

Подобное мы слышали и тогда, когда Спаситель хвалил веру капернаумского сотника, слугу которого исцелил Господь (см. Лк. 7, 1–10).

В нынешнем же отрывке Спаситель никого не хвалил, но само евангельское повествование выделяет самарянина из числа других людей, которые, судя по всему, были иудеями. Здесь оказалось, что самарянин ближе ко Христу, чем все прочие бывшие прокажённые из-за того, что он, в отличие от них, умеет быть благодарным. А ещё оказалось, что благодарность в каком-то смысле равна вере, что благодарность и следствие, и основа веры, кроме того, благодарным может быть и тот человек, от которого и вовсе не приходится ожидать чего-то подобного.

Одним словом, прозвучавший сегодня евангельский отрывок своей основной темой имеет благодарность. И он призывает нас задуматься: а что у нас с благодарностью? Этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Однако давайте попытаемся признаться самим себе: а много ли среди нас здесь сегодня тех людей, которые пришли на Литургию, центром которой является евхаристия, то есть благодарение, с чувством благодарности Богу и по причине благодарности? Конечно, я не призываю пытаться дать ответ на этот вопрос сейчас, но я предлагаю поразмышлять об этом, и подумать о том, какое место в нашей жизни занимает благодарность.

Эти размышления важны вот по какой причине. Быть благодарным означает признавать, что есть кто-то, кто оказал благодеяние, кто-то, кто в чём-то лучше нас, кто-то, в ком мы нуждаемся, и если есть такое осознание, то есть и выход за пределы собственной человеческой гордыни, а это уже шаг к вере.

Нам стоит помнить, что вера зиждется именно на благодарности как на понимании своей зависимости от Бога. Из прозвучавшего сегодня евангельского отрывка, а также из опыта собственной жизни, мы знаем, что зачастую после получения благодеяния человеку свойственно радикальным образом меняться, и забывать о том, кто стал для него источником блага. Это наша общечеловеческая трагическая особенность, и, конечно же, апостолы Христовы прекрасно знали о ней, знал о ней и включивший эту историю в своё Евангелие апостол Лука, знал апостол также и то, что умение быть благодарным зависит лишь от внутреннего расположения человека, а потому и ближе ко Христу в конечном итоге могут оказаться вовсе не те, от кого можно было бы это ожидать.

Похожие публикации