25 ноября 2024 года, в день памяти святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском храме села Андрианово Переславского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Плещеевского округа священник Илия Лунгу, настоятель храма протоиерей Владимир Усков, протоиерей Борис Стародубов, протоиерей Андрей Уфимцев, игумен Александр (Широких), протоиерей Димитрий Беляев, иеромонах (Глеб Быкадоров), игумен Пантелеимон (Королёв), священник Игорь Залесский, иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Алексей Герасимов.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения настоятель храма протоиерей Владимир Усков был удостоен медали прп. Иринарха Затворника.
Медали прп. Даниила Переславского III степени были удостоены:
- Светлана Леонидовна Другак;
- Наталья Ивановна Коршунова;
- Тамара Владимировна Пучкова;
- Наталья Николаевна Ануфриева;
- Максим Владимирович Зибров.
Архиерейских грамот были удостоены:
- Мария Александровна Зиброва;
- Сергей Васильевич Гаврилов;
- Алексей Александрович Шайманов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Владимир, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сегодня мы собрались, чтобы вознести наши соборные молитвы о настоятеле этого храма протоиерее Владимире, вы все знаете, что сегодня у батюшки юбилей — он празднует своё 75-летие. Дорогой отец Владимир, я вас сердечно поздравляю с вашей памятной датой, и благодарю вас за то, что вы решили разделить свой праздник со всеми нами. Мне кажется, что это ваше решение роднит вас с теми древними христианами Фессалоник, к которым обращался апостол Павел во Втором к ним послании, отрывок из которого прозвучал сегодня во время Литургии. В этом отрывке апостол хвалит своих адресатов, и, в частности, пишет такие слова: «вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (2 Фес. 1, 6–7).
Чтобы понять слова апостола, нам надо обратиться к рассказу из 17-й главы книги Деяний святых апостолов, который повествует об основании церковной общины в Фессалониках. Основал её апостол Павел во время своего второго миссионерского путешествия. В книге Деяний ясно сказано, что первым и основным местом апостольской проповеди была иудейская синагога. Именно в ней Павел три субботы подряд ссылаясь на Ветхий Завет говорил о Христе как о Том, о Ком повествует Писание. Но лишь немногие из этих людей присоединились к христианской общине, тогда как «как из Еллинов, чтущих Бога», присоединилось «великое множество».
Проповедь апостола возымела своё действие главным образом на бывших язычников, тогда как главная целевая аудитория — иудеи — осталась при своём мнении, и ссылки на Священное Писание не смогли их переубедить. Они попытались предать Павла и его спутников суду как уже широко известных возмутителей спокойствия, но ничего не вышло.
После этого инцидента апостол Павел отправился дальше, а христианская община Фессалоник начала жить своей жизнью, которая, как мы сегодня услышали, не была безоблачной.
В самом городе ещё во время пребывания в нём апостола началось ощутимое противостояние между теми, кто ему поверил и теми, кто счёл это для себя невозможным. Можно предположить, что раз самого апостола после трёх суббот проповеди попытались привлечь к уголовной ответственности, то и его последователей из числа простых граждан ждала схожая участь. Но за апостола было кому заступиться, и он смог уйти, а христиане Фессалоник остались, и им пришлось жить под гнётом ненависти со стороны неуверовавших иудеев. Что это было на практике — можно лишь гадать с той или иной степенью достоверности.
Важно здесь то, что сама ситуация в городе была неблагоприятной, но несмотря на это верующие Фессалоник удостаиваются похвалы от апостола. Не столько за свою веру, сколько за их миссионерский, то есть истинно христианский, образ жизни. А кроме этого, они всячески старались участвовать в помощи другим общинам, которые нуждались в материальной поддержке.
В Фессалониках проявила себя та любопытная закономерность, которую можно наблюдать и сегодня: щедрость и участие в нуждах других не связаны с собственным благополучием, они — следствие принятия евангельского слова Христа с радостью Духа Святого, зачастую такое принятие сопровождается скорбными внешними обстоятельствами.
Условия тотального благополучия, безопасности и сытости отнюдь не способствуют принятию Евангелия. На это обстоятельство указывает ранняя христианская история: на неблагополучных, но радостных и бодрых христиан Фессалоник указывает апостол Павел в своём послании к относительно довольным, сытым и обеспеченным христианам Коринфа, когда уговаривает их оказать материальную помощь нуждающимся общинам: «ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия» (2 Кор. 8, 2).
Дорогой отец Владимир, мы все знаем о вашей скромной жизни, но знаем также и о вашем гостеприимстве, знаем, что Господь через ваши руки умножает земные блага, и дай Бог, чтобы ваша вера назидала нас ещё много-много лет!