В канун Недели 6-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

3 августа 2024 года, в канун Недели 6-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос назвал Своих учеников «солью земли» и «светом мира» (см. Мф. 5, 13–14). Эти слова Спасителя означают, что христиане должны оказывать такое же действие на общество, которое оказывает соль на пищу и солнечный свет на всю природу: мы должны придавать обществу смысл существования и, подобно свету, нести евангельское благовестие в самые далёкие и скрытые места. Однако не все христиане понимают свою миссию таким образом, есть те, кому кажется, что окружающий нас мир — место страшное и скверное, а потому стоит держаться от него подальше, ведь соприкосновение с ним способно осквернить и погубить. Такая позиция противоречит апостольской устремлённости к проповеди всем без исключений людям, противоречит она и известным многим слова из 7-й главы Первого послания к Коринфянам: «Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14).

Апостол Павел жил в мире, в котором христианство ещё не стало религией в нашем современном понимании этого слова, следовательно, христиане не были ограничены многочисленными предписаниями, неизбежными для любого религиозного течения. Безусловно, все христианские ограничения имеют свою историю и свой смысл, а потому к ним нельзя относиться как к чему-то наносному и необязательному, но стоит учиться видеть их истинную суть.

Существуют церковные правила, которые запрещают браки христиан с нехристианами. На первый взгляд может показаться, что эти правила противоречат только ранее процитированным словам апостола Павла, свидетельствующим, что один супруг может освящать другого. Однако никакого противоречия, конечно же, нет, ведь апостол Павел, как следует из контекста его слов, подразумевал людей, которые уверовали во Христа уже будучи в браке. Апостол призывал верующих не смущаться и не искать развода, при этом Павел написал, что не стоит препятствовать, если неверующий супруг хочет расстаться: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится» (1 Кор. 7, 15). Опять же из контекста слов апостола ясно, что развод в этом случае был позволен верующему супругу не для того, чтобы снова вступить в брак, а для всецелого посвящения себя служению Христу.

Помимо апостольских повелений, относящихся к браку, в 7-й главе Первого послания к Коринфянам интересна и та мысль, которая имеет тенденцию от нас ускользать в нашей повседневности: оказывается, один человек способен, будучи рядом, освящать другого. Мы — современные христиане — крайне редко думаем о себе в этом ключе, и нам вовсе не кажется, что мы способны освящать людей и мир самим своим присутствием.

Дай нам всем Бог ни на секунду не забывать, что верующие во Христа люди — «свет миру» (Мф. 5, 14), значит, все мы призваны своей доброй нравственной жизнью нести свет в мир, хранить в себе дары Духа Святого, и быть проводниками благодати Божией для всех людей!

Похожие публикации