В канун Недели 5-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

27 июля 2024 года, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице и дня памяти равноапольного великого князя Владимира епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём, днём крещения Руси и с днём памяти святого равноапостольного великого князя Владимира!

История знает массу примеров того, как отчаянные грешники становились величайшими святыми. Однако у нас крайне мало примеров превращения в святых кого-то из числа еврейских фарисеев и саддукеев. Это довольно любопытный парадокс, и он указывает на какую-то существенно важную внутреннюю проблему учения двух упомянутых религиозных течений Израиля. Совершенно очевидно, что если древние евреи столкнулись с такой проблемой, то столкнуться с ней может и любой другой человек, об этом предупреждал Своих учеников Христос, Его предупреждение в 16-й главе Евангелия от Матфея: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф. 16, 6).

Конечно, когда Христос говорил Своим ученикам беречься «закваски» или же «учения фарисейского и саддукейского», то Он имел в виду эти учения не в переносном, а в прямом смысле. В наши дни у христиан почти нет шансов столкнуться с фарисеями или же саддукеями: первые переродились в закрытые ультрарелигиозные еврейские общины, которые не были замечены в миссионерских порывах, а потому познакомиться с их учением не так-то просто, ну а саддукеи и вовсе перестали существовать. И вряд ли кому-то из христиан захочется погрузиться в историю религиозных течений ради воссоздания фарисейского или же саддукейского учения. Поэтому читая Христово предостережение нам стоит смотреть на него не так, как на него смотрели апостолы, нам стоит думать не о конкретных пунктах упомянутых Спасителем учений, а о об их сердцевине, и сердцевина эта — отнюдь не вера в Единого Истинного Бога.

Блаженный Иероним Стридонский описал уклонение от «учения фарисейского и саддукейского» такими словами: «Кто остерегается закваски фарисеев и саддукеев, тот не соблюдает заповедей и буквы закона и не радит о преданиях человеческих, чтобы соблюдать заповедь Божию». Действительно, из Евангелия мы знаем, что Христовы оппоненты очень часто приходили в яростное раздражение от тех действий Спасителя, которые, как им казалось, нарушали букву ветхозаветного закона: особенно же тяжело эти люди переживали мнимое нарушение субботнего покоя.

Вообще, конфликт между фарисеями и саддукеями с одной стороны и Христом с другой был вызван отказом иудеев от попыток увидеть волю Божию за библейскими предписаниями и позднейшими комментариями авторитетных раввинов. Этим людям казалось, что воля Божия может быть раз и навсегда зафиксирована в тексте. Но это не так, текст может вобрать в себя лишь самые общие и базовые принципы отношения Бога и человека, но текст не в силах объять все многообразие человеческой жизни. Более того, что сама по себе первейшая заповедь — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12, 30) — предполагает любовь не к буквам, а к несводимой к какому бы то ни было тексту Личности.

Сегодня во время всенощного бдения мы услышали рассказ о явлении Воскресшего Христа двум апостолам — Луке и Клеопе, взятый из 24-й главы Евангелия от Луки. Напомню, о чём шла речь в этом отрывке: апостолы шли в Эммаус, Спаситель, «приблизившись, пошёл с ними» (см. Лк. 24, 15), Лука и Клеопа не смогли узнать Господа, и, что особенно любопытно, Христос не спешил открыть им Себя, Он сделал вид, что не знает этих людей и не понимает предмет их разговора. Из евангельского текста очевидно, что Спаситель поступил так для назидания и апостолов, и всех последующих поколений христиан: увидеть и познать Христа возможно лишь доверяя собственному сердцу, «горя» сердцем, то есть желая встречи со Христом больше, чем чего бы то ни было ещё. Но возникает вопрос: обманул ли апостолов Христос тогда, когда сделал вид, что не понимает их разговора и не знает их самих? С формальной точки зрения — да, по сути — нет, ведь Он руководствовался любовью, и в том конкретном случае любовь повелевала делать так, как сделал Господь.

Именно к такому образу действия призывал нас Спаситель тогда, когда сказал беречься «закваски фарисейской и саддукейской», дай Бог, чтобы мы смогли услышать этот призыв, понять его, и исполнить на деле!

Похожие публикации