30 июня 2024 года, в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Свято-Троицком Даниловом монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настотятель моанстыря игумен Пантелеимон (Королёв), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Роман Винников.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Пантелеимон, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с воскресным днём и с днём памяти всех святых!
Установление празднования памяти всех святых через неделю после Пятидесятницы легко объяснимо: святость — это плод действия Святого Духа, да и само слово «святой» означает не только избранничество и отделённость, оно имеет самое непосредственное отношение к Духу Святому, свят тот, в ком живёт Дух Святой, и кто живёт Духом Святым.
Можно сказать, что сегодня Церковь призывает нас молитвенно поразмышлять о следствиях дарования человечеству Духа Святого. Те люди, имена которых мы находим в наших святцах, очень непохожи друг на друга, среди них есть представители всех сословий, всех возможных для христиан профессий, общее же у них — то отношение к Христову Евангелию, которое стало залогом дарования им благодати Духа Святого. Каким же было это отношение? Ответ мы находим в прозвучавшем сегодня во время Литургии отрывке из 10-й и 19-й глав Евангелия от Матфея.
Этот евангельский отрывок состоял из двух частей, в первой из них речь шла о должном отношении ко Христу, во второй — о практических следствиях такового отношения к Воплощённому Богу.
Слова Христа понятны: Он — выше всех, Он — источник нашего бытия, Он наш Спаситель, наше упование и наша вечная жизнь, а потому и отношение к Нему должно быть соответствующим, мы не должны предпочитать Ему кого-либо или что-либо. Конечно же, никакой христианин не станет спорить ни с этими, ни с какими бы то ни было иными словами Христа, однако практика нашей жизни зачастую бывает очень далека от теоретического исповедания веры. Совершенно неслучайно Спаситель, сказав о приоритете любви к Нему над всеми иными видами любви, сразу же перешёл к словам о том кресте, который должен взять всякий верующий в Него человек. Безраздельная любовь ко Христу и крест неразрывно связаны, и в этом легко убедиться, если начать относиться к словам Христа всерьёз и по-настоящему попытаться их исполнять.
Почитаемые Церковью святые были именно такими людьми: для них Евангелие не было памятником древней литературы, не было богато оформленным фолиантом для еженедельного храмового поклонения, Евангелие для святых — это руководство к действию. Если же оно руководство к действию, то необходимо отречься ради Христа от всего и вся, необходимо в духовном смысле покинуть живущий по далёким от Евангелия законам мир, и начать жить лишь Христом. Очевидно, что всему этому будет отчаянно сопротивляться наше естество, ведь сама природа понуждает предпочитать Христу самих себя и наших близких. И, конечно, стремление всегда и во всём отдавать предпочтение Христу будет наталкиваться как на внутреннее, так и внешнее сопротивление, это и есть тот крест, который мы должны на себя взять, если, конечно, мы хотим быть достойны нашего Спасителя и Бога Господа Иисуса Христа.