В канун Недели 1-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

29 июня 2024 года, в канун Недели 1-й по Пятидесятнице, Всех святых, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с днем празднования памяти всех от века угодивших Богу святых!

Апостолу Павлу принадлежит универсальное правило христианской жизни, и не один святой не стал тем, кем он стал, без исполнения этого правила: если мы будем ощущать себя единым Телом Христовым с другими христианами, если не станем себя им в чём-либо противопоставлять, то абсолютное большинство возникающих при взаимодействии с людьми грехов перестанут иметь к нам какое-либо отношение. Об этом правиле и его следствиях рассказывает, к примеру, 12-я глава Послания апостола Павла к Римлянами.

Впрочем, о том, что христиане должны воспринимать себя частью единого Тела Христова, апостол Павел писал во многих своих посланиях. Более того, в 11-й главе Первого послания к Коринфянам он саму возможность достойного причащения Христовых Тела и Крови поставил в зависимость от того, чувствует ли христианин своё единство с другими христианами. При этом апостол был реалистом, и, сказав о единстве, смирении и стремлении к добру, он сделал крайне важную оговорку, ту оговорку, которую мы не найдём в евангельских словах Христа, но найдём нашего Спасителя.

Христос в Нагорной проповеди возвестил о блаженстве миротворцев, и если относиться к Его словам буквально, то мир между людьми предстаёт высшей ценностью, ради которой можно пожертвовать чем угодно. Конечно, такое прямолинейное понимание слов Христа конфликтует с действиями Спасителя, Он, как мы знаем, отнюдь не стремился быть в мире абсолютно со всеми, у Него были враги, и врагами эти люди стали по причине принципиальной позиции Христа в отношении вопросов взаимоотношений человека с Богом. Так, в 11-й главе Евангелия от Луки есть очень красноречивый эпизод: Спаситель был в гостях у некоего фарисея, во время обеда Господь стал обличать фарисейский формализм, называя фарисеев лицемерами, а в финале обличения Господь усилил Свою речь и назвал фарисеев гробами (см. Лк. 11, 44). Евангелист Лука не зафиксировал реакцию хозяина дома, но он счёл нужным записать слова находившегося там законника: «Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь» (Лк. 11, 45). Ответом законнику стало не смягчение ранее произнесённых слов, а переход от обличений фарисеев к обличению законников.

Это лишь один из множества примеров того, что Сам Господь не стремился к миру со всеми любой ценой, что и позволило апостолу Павлу сделать ту оговорку, которую мы находим в уже упомянутой 12-й главе Послания к Римлянам: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18). Мы должны стараться быть в мире, и не позволять себе нарушать мир по причине наших грехов, страстей и пороков. Однако есть те случаи, когда мир невозможен, или же возможен лишь при условии нарушения с нашей стороны евангельских заповедей, к примеру, заповеди о неосуждении, ведь очень часто тот, кто отказывается осуждать кого бы то ни было, попадает в ситуацию непонимания и отторжения от общества, иными словами, такой человек утрачивает мир с другими людьми. Подобное происходит и со всеми другими заповедями: тот, кто стремится их исполнять вряд ли будет в полной мере понят своим окружением, а потому и мир со всеми редко бывает возможен, но это вовсе не означает, что мы не должны к нему, с Божией помощью и с помощью всех святых, стремиться.

Похожие публикации