15 июня 2024 года, в канун Недели 7‑й по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Думаю, вы догадываетесь, что один из самых частых вопросов, с которым приходится сталкиваться священникам — это вопрос о том, что можно и что нельзя. Что можно есть? Что можно делать? А как конкретно можно и нужно поступать в той или иной ситуации? Эти вопросы активизируются при совпадении выходных дней с церковными праздниками в огородный сезон и хорошую погоду. Можно ли вскапывать землю на даче в воскресный день? А как же заповедь о почитании субботы и запрете на любую деятельность?
Евангелие не даёт прямых ответов на такие вопросы. Оно вообще довольно кратко и весьма категорично. Христос Спаситель, как мы знаем, говорил лишь о том, что «можно в субботы делать добро» (Мф. 12, 12). Очевидно, что речь у Спасителя шла не о делании добра ради самого себя, ведь только что процитированные слова произнесены Христом после исцеления человека с сухой рукой, а значит можно сказать, что контекст Евангелия указывает на то, что Господь имел в виду лишь добрые дела ради другого человека. Для таких дел нет никакого ограничения во времени и месте. Они являются приоритетом.
Однако вместе с этим Евангелие говорит и о том, что этот приоритет не абсолютен: достаточно вспомнить трагическую историю бывшего апостола Иуды, который пытался оправдать благотворительностью и заботой о нуждающихся собственное сребролюбие и говорил, что драгоценное масло, возлитое на Господа перед Его страданиями, можно было бы продать, а вырученные деньги отдать нищим. На это Христос возразил и сказал, что «нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете» (Мк. 14, 7). Авторитетные толкователи однозначно говорят, что применительно к нашей жизни эти Христовы слова стоит понимать, как указание на безусловный приоритет богоугождения в виде богослужения перед всем прочим. Предельно чётко об этом писал блаженный Феофилакт: «Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, — не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше — Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, чьим участником он становится». Надо признать, что эта мысль блаженного Феофилакта в наше время весьма непопулярна, но он написал то, что написал. Разумеется, не только он трактовал историю с помазанием Христа благовонным маслом таким образом. Это общее направление мысли святых.
И потому ответ на вопрос о допустимости деятельности в дни церковных праздников сводится к тому, что вместо. Что вместо богослужения? И что вместо добрых дел? Лежание на диване под сериал? Уж если нет сил на добрые дела ради другого, то лучшим выбором станет доброе дело ради самого себя, но никак не праздность.