12 июня 2024 года, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Вознесения Господня!
Это событие Священной истории прекрасно задокументировано: о нём сказано в Евангелиях от Марка и Луки, с событий Вознесения начинается повествование книги Деяний святых апостолов. Благодаря этим свидетельствам мы знаем, что Вознесение Господне, в отличие от других библейских вознесений, не было следствием вмешательства какой-то внешней силы. Если мы вспомним о пророке Илие, то его вознесение описано в Четвёртой книге Царств такими словами: «Явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2, 11). То есть пророк Илия выступал в этой истории всего лишь в качестве некоего объекта, удостоившегося небывалой чести — вознесения с плотью на небо. В случае же с Вознесением Господним всё было совсем иначе: Спасителя никто не подхватывал и никуда не нёс, Он Сам взошёл туда, откуда ранее пришёл, а потому само Его Вознесение, которое, как и Христово Воскресение, не имеет аналогов в истории, — ещё одно свидетельство Христова Божества.
Впрочем, в совершенно самостоятельных и ни чем внешним не обусловленных действиях Спасителя для знающих Евангелие людей нет ничего удивительного: Господь всегда на страницах Евангелия действовал самостоятельно, никакое принуждение по отношению к Нему невозможно, ну а то, что мы склонны понимать как принуждение — взятие под стражу, суд и Распятие — тоже было следствием Его свободного волеизъявления, это не Его взяли под стражу, это Он позволил взять Себя под стражу, Он позволил людям проявить свою волю в отношении Воплощённого Бога. Совершенную самостоятельность действий Спасителя неоднократно подчеркивает и богослужение праздника Вознесения Господня, в котором звучат такие слова: «Родился Ты, как Сам восхотел; явился миру, как Сам благоволил; пострадал плотию, Боже наш».
Иногда мы забываем об этой абсолютной свободе Бога, и нам начинает казаться, что есть те методы, которые способны заставить Бога исполнять нашу волю. Конечно же, это глубочайшая ошибка, ведь Бог не может быть чем-либо обусловлен, Он ни в чём не нуждается, Он — совокупность всех совершенств, Он превосходит всё, что мы можем сказать или помыслить о Нём.
Однако есть одно исключение, есть то, чем Бог Сам решил руководствоваться в отношении к сотворённому Им миру: это любовь. Сам акт творения, описанный первыми главами книги Бытия, — проявление любви, Бог, руководствуясь любовью, творит прекрасный и гармоничный мир, Он творит человека, и делает человека свободным, потому как только свободное существо способно отвечать любовью на любовь. Как бы ни поступал человек, Бог всегда остаётся верен Себе, и руководствуется любовью, а потому Он не отвернулся от человека после грехопадения, Бог сделал всё для того, чтобы мы смогли вернуться к Нему, чтобы наша поражённая грехом плоть не препятствовала общению с Богом лицом к лицу: Спаситель исцелил нашу плоть, и вознёс её в недра Святой Троицы.
Сегодня мы совершаем празднование в честь своего окончательного освобождения от рабства греху, но ощутить свою свободу мы можем только в том случае, если подобно Самому Богу поработим себя любви.
Пусть же вознесшийся от нас во славе на Небо Господь наш Иисус Христос Своей божественной силой поможет нам это сделать!