В канун праздника Вознесения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

12 июня 2024 года, в канун праздника Вознесения Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Вознесения Господня!

Это событие Священной истории прекрасно задокументировано: о нём сказано в Евангелиях от Марка и Луки, с событий Вознесения начинается повествование книги Деяний святых апостолов. Благодаря этим свидетельствам мы знаем, что Вознесение Господне, в отличие от других библейских вознесений, не было следствием вмешательства какой-то внешней силы. Если мы вспомним о пророке Илие, то его вознесение описано в Четвёртой книге Царств такими словами: «Явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2, 11). То есть пророк Илия выступал в этой истории всего лишь в качестве некоего объекта, удостоившегося небывалой чести — вознесения с плотью на небо. В случае же с Вознесением Господним всё было совсем иначе: Спасителя никто не подхватывал и никуда не нёс, Он Сам взошёл туда, откуда ранее пришёл, а потому само Его Вознесение, которое, как и Христово Воскресение, не имеет аналогов в истории, — ещё одно свидетельство Христова Божества.

Впрочем, в совершенно самостоятельных и ни чем внешним не обусловленных действиях Спасителя для знающих Евангелие людей нет ничего удивительного: Господь всегда на страницах Евангелия действовал самостоятельно, никакое принуждение по отношению к Нему невозможно, ну а то, что мы склонны понимать как принуждение — взятие под стражу, суд и Распятие — тоже было следствием Его свободного волеизъявления, это не Его взяли под стражу, это Он позволил взять Себя под стражу, Он позволил людям проявить свою волю в отношении Воплощённого Бога. Совершенную самостоятельность действий Спасителя неоднократно подчеркивает и богослужение праздника Вознесения Господня, в котором звучат такие слова: «Родился Ты, как Сам восхотел; явился миру, как Сам благоволил; пострадал плотию, Боже наш».

Иногда мы забываем об этой абсолютной свободе Бога, и нам начинает казаться, что есть те методы, которые способны заставить Бога исполнять нашу волю. Конечно же, это глубочайшая ошибка, ведь Бог не может быть чем-либо обусловлен, Он ни в чём не нуждается, Он — совокупность всех совершенств, Он превосходит всё, что мы можем сказать или помыслить о Нём.

Однако есть одно исключение, есть то, чем Бог Сам решил руководствоваться в отношении к сотворённому Им миру: это любовь. Сам акт творения, описанный первыми главами книги Бытия, — проявление любви, Бог, руководствуясь любовью, творит прекрасный и гармоничный мир, Он творит человека, и делает человека свободным, потому как только свободное существо способно отвечать любовью на любовь. Как бы ни поступал человек, Бог всегда остаётся верен Себе, и руководствуется любовью, а потому Он не отвернулся от человека после грехопадения, Бог сделал всё для того, чтобы мы смогли вернуться к Нему, чтобы наша поражённая грехом плоть не препятствовала общению с Богом лицом к лицу: Спаситель исцелил нашу плоть, и вознёс её в недра Святой Троицы.

Сегодня мы совершаем празднование в честь своего окончательного освобождения от рабства греху, но ощутить свою свободу мы можем только в том случае, если подобно Самому Богу поработим себя любви.

Пусть же вознесшийся от нас во славе на Небо Господь наш Иисус Христос Своей божественной силой поможет нам это сделать!

Похожие публикации