В канун дня празднования Владимирской иконы Божией Матери епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

2 июня 2024 года, в канун дня празднования Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, протоиерей Андрей Уфимцев, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, Христос воскресе!

Сердечно поздравляю вас с празднованием в честь Владимирского образа Божией Матери, с одним из престольных праздников нашего кафедрального собора!

Само по себе обилие в нашем церковном календаре праздников в честь икон Божией Матери указывает на чрезвычайное почитание русским народом образов Пресвятой Богородицы, и, конечно же, Самой Пречистой Девы. Впрочем, нельзя сказать, что такая любовь к Божией Матери — это исключительно русское явление, оно общехристианское, и христиане никогда не упускают возможности воспеть чистоту, величие и любовь Пресвятой Девы.

Вот и сегодня мы услышали множество таких песнопений, на одном из которых мне хотелось бы остановиться: на стихире литии, в которой проводится параллель между принесением Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим и шествием с Владимирской иконой Божией Матери. Это совершенно справедливое сопоставление, ведь традиция Церкви называет Пресвятую Деву одушевленным Ковчегом Нового Завета, так как Она в Своей утробе вместила Невместимого Бога Господа нашего Иисуса Христа. Совершенно справедливо и логическое продолжение этого сопоставления: как Ковчег Завета, символизируя присутствие Божие среди избранного народа, помогал израильтянам в борьбе с их врагами, так и присутствие с христианами Пресвятой Девы помогает нам преодолевать внешних и внутренних врагов. Правда, есть одно условие, на которое неустанно указывает и Священное Писание, и наше богослужение: помощь подаётся не тому, что кто хранит святыню, а тому, кто, храня её, живёт подобающей нравственной жизнью.

Сегодня мы молимся перед Владимирским образом Божией Матери о себе самих, о наших близких, о нашей стране, мы просим, чтобы Господь помиловал нас, чтобы Он помиловал предстательством Богородицы и наше Отечество.

Всё это — освящённые древностью молитвенные воззвания, но, когда мы их произносим, нам следует помнить, что сами эти молитвы могут послужить причиной нашего осуждения Богом в том случае, если они не будут подкреплены соответствующей жизнью. Глупо и даже кощунственно было бы полагать, что какие-то обращённые к Богу слова, пусть и правильные, но произнесённые порочным человеком, способны что-либо изменить ко благу в нашем мире. Перемены произойдут лишь тогда, когда жизнь молящегося станет, как минимум, приближаться к богоподобной чистоте.

Естественно, что все мы хотим блага для себя и для нашего Отечества, и нам стоит помнить, что Господь обязательно подаст нам благо, но для этого необходимо начать жить так, как заповедовал нам Спаситель — в любви к Богу и людям, в самопожертвовании, в кротости и чистоте духовной.

Дай Бог, чтобы у каждого из нас зародилось горячее стремление к такой жизни, чтобы у нас хватило сил души для реализации этого стремления на практике. Пусть же Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария поможет всем нам!

Похожие публикации