В канун Недели 4-й по Пасхе епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

25 мая 2024 года, в канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие друзья, Христос воскресе!

В любом учебнике догматического богословия есть раздел, посвящённый учению о Духе Святом. О Духе Святом повествует Священное Писание, о Нём же мы можем прочитать и во множестве духовно-назидательных книг. А ещё у нас есть церковные праздники в честь Святого Духа. И, конечно же, мы непрестанно молимся о том, чтобы Дух Святой вселился в нас, очистил наши души от всякой скверны и привёл нас ко спасению.

Но что может сказать о Святом Духе тот человек, который родился в нецерковной семье, был крещён в младенчестве лишь в силу традиции, и в своей сознательной жизни не проявляет никакого интереса к христианству? Поймёт ли такой человек вопрос о Духе Святом? Как он отреагирует на этот вопрос? Можно с уверенностью предположить, что, скорее всего, вопрос не будет понят корректно, и внятный ответ на него мы получить не сможем.

Такое положение дел существенным образом отличается от свидетельств Древней Церкви, одно из которых мы можем найти в 19-й главе книги Деяний святых апостолов, в ней содержится рассказ о том, как Христовы апостолы обнаружили в Эфесе учеников, знавших лишь крещение Иоанново, и потому не знавших о Духе Святом, и как после крещения христианского и возложения апостольских рук ученики исполнились Духа Святого, «стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19:6).

Крещения Иоаннова уже давно не существует, оно закончилось приблизительно тогда, когда Иоанн Креститель был взят под стражу, хотя, конечно, крестили и его ученики, но в отношении общины Иоанна оказалась абсолютно справедливой процитированная Христом фраза пророка Захарии: «Говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах. 13, 7). Конечно, причина этого явления лишь в том, что Иоанн был Предтечей, его миссией приготовление людей к Пришествию Христову и приводить он должен был не к себе, а к Нему — к Воплощённому Богу. Иоанн со своей миссией справился замечательно, однако в годы жизни апостолов ещё оставались люди, знавшие лишь Иоанново крещение.

В наше время таких людей не существует, и все те, кто был крещён в канонической православной Церкви крещены так, как крестили своих учеников апостолы Христовы, и всем нам был дарован Дух Святой в таинстве миропомазания. Но почему же тогда многие из нас не в состоянии что-либо сказать о Духе? Почему мало какой человек, крестившийся в сознательном возрасте, может сказать, что крещение разделило его жизнь на «до» и «после»?

Самым простым ответом на эти вопросы стало бы утверждение, что все церковное учение — ложь, а Новый Завет — вымысел. Однако с таким ответом будут категорически не согласны те люди, которые и в наши дни имеют общение с Духом Святым, те, для кого Дух реален настолько же, насколько реальны и они сами. Такие люди — это не какое-то чудо родом из седой древности, они наши современники, это те, кто вопреки расчёту и логике выбрал путь служения Церкви, те, кто, ограничивая себя во всём, служат Богу и людям, те, кто живёт с молитвой в уме и в сердце, те, для кого евангельские слова Христа не пустой звук. Всех этих людей можно назвать тем же самым словом, которым в книги Деяний названы собеседники апостолов — словом «ученики».

Для познания Духа Святого недостаточно одних лишь правильно совершенных крещения и миропомазания, для этого необходимо ещё и обладать некоторой совокупностью знаний. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением заповедовал апостолам не только крестить, но и учить, что апостолы и делали, а потому то крещёные ими люди в том случае, если их стремление ко Христу было искренним, получали и знание о Духе Святом, и Самого Духа, что делало их способными жить жизнью уже не плотской, а духовной.

Христиане всегда должны оставаться учениками, в этом состоит залог пребывания в Духе Святом. Дай Бог, чтобы мы об этом помнили, и, чтобы у нас никогда не возникло ощущения, что мы в полной мере познали Христа и Его Евангелие!

Похожие публикации