22 мая 2024 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском женском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), протоиерей Александр Смирнов, протоиерей Александр Бочков, иеромонах Илия (Кропанов), протоиерей Валентин Медведев, протоиерей Владимир Жилкин, иеромонах Тихон (Батурин), священник Дионисий Елистратов, протодиакон Николай Мальцев, диакон Владимир Принёв, диакон Александр Кузнецов, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогая матушка Евстолия, дорогие отцы, братья и сёстры, Христос воскресе!
Сердечно поздравляю вас с днём памяти святителя Николая Чудотворца!
Сегодня наша Церковь совершает воспоминание перенесения мощей святителя Николая из Миры в Бари, и, как мы знаем, в греческих Церквях нынешний день — день не радости, а скорби по утраченной святыне. Конечно, греков можно понять: они утратили мощи одного из самых почитаемых святых, и это — трагедия, тем более что утрата мощей стала следствием мусульманского давления на греческий мир.
С сугубо человеческой точки зрения всё это кажется в высшей степени неправильно: ну почему же итальянские христиане не пришли на помощь грекам и не встали на борьбу с исламской экспансией? Почему итальянцы предпочли воспользоваться моментом и позаботиться не о помощи, а о собственной выгоде? Нас всех с детства учили, что так неправильно, что надо жертвовать собой и помогать ближним, а тот человек, который пользуется трагедией для извлечения выгоды, — человек скверный, и он рано или поздно будет наказан Богом. С момента перенесения мощей в Бари прошло немногим меньше тысячи лет, но никакого наказания итальянцы так и не понесли. Более того, Русская Церковь своим богослужением прославляет это перенесение как проявление воли Божией, и обходит стороной вопрос справедливости действий итальянцев.
Если же мы отойдём от истории нынешнего торжества, и вспомним о Священном Писании, то мы увидим и в нём немало странного, того, что с нашей точки зрения выглядит как совершенно недопустимая несправедливость. В качестве примера можно упомянуть историю сыновей праотца Исаака: его младший сын Иаков обманом получил благословение отца, Иаков не пришёл на помощь брату, более того, он воспользовался голодом брата как возможностью получить первородство. Поведение Иакова не вызывает ничего, кроме смешенного с презрением недоумения, и, конечно, мы бы не хотели, чтобы в круге нашего общения появился такой человек, представить же подобного Иакову человека среди близких родственников и вовсе страшно. Однако Бог на эту историю смотрит иначе: Бог не осуждает Иакова, и Священное Писание свидетельствует, что высокие устремления Иакова оправдывают его действия. Как бы мы не пытались, но в полной мере понять и принять эту логику невозможно.
Невозможно и понять логику Бога в отношении мощей святителя Николая. Невозможно понять ещё и вот что: почему же великий святой не смог отстоять свой город, и позволил ему быть занятым мусульманами? Почему вообще святые далеко не всегда приходят к нам на помощь? Подобные вопросы можно умножать до бесконечности, но наша Церковь предлагает поступить иначе: она предлагает нам не пытаться анализировать пути Божии, а принимать их такими, какие они есть, Церковь призывает нас верить во всеблагой промысел Божий, ведущий каждого человека и всё человечество к высшей цели — к Христову Царству. Однако в Царство Христово могут войти лишь те, кто научиться принимать всесовершенную волю Божию и во всём ей следовать, лишь те, кто будет подобен святителю Николаю в смирении перед величием нашего Творца и Спасителя.
Очень надеюсь, что все мы в конечном итоге по молитвам святителя Николая и всех святых сможем стать именно такими людьми!