18 мая 2024 года, в канун Недели 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Сегодня, как вы знаете, Церковь чествует святых жен-мироносиц, праведного Иосифа Аримафейского и Никодима, то есть тех людей, которые особенно ярко проявили себя после Крестной Смерти нашего Спасителя, тогда, когда ближайшие Христовы ученики были поражены страхом и бездействовали.
Евангелию доверяют далеко не все, есть те люди, которые уверены, что Евангелие — это всего лишь сборник древних мифов, а потому и относиться к нему стоит соответствующим образом. В рамках полемики с христианами эти люди указывают на множество недостоверных или же противоречащих одно другому евангельских свидетельств. К примеру, указывают на несовпадение двух евангельских родословий Христа, на совершенно несхожие друг с другом описания призвания апостолов, на различное количество участников одних и тех же евангельских историй, зафиксированных различными евангелистами. Такого рода вопросов к Евангелию очень много, и с ними сталкивается любой его внимательный читатель. Естественно, что у Церкви есть ответы сомневающимся, как правило, эти ответы касаются особенностей происхождения каждого из Евангелий, а также целей, которые преследовали евангелисты при их составлении. Далеко не все из этих ответов в полной мере удовлетворяют вопрошающих, но в таком положении дел нет ничего удивительного, потому как истинность Евангелия подтверждается не точностью его деталей, а тем, как Евангелие раскрывает те законы человеческого бытия, которые, как известно, отнюдь не так симпатичны и милы, как нам бы того хотелось.
К примеру, из опыта собственной жизни мы знаем, что добро редко бывает вознаграждено добром, чаще же всего получившие благодеяние люди проявляют чудеса неблагодарности точно так же, как проявили их древние евреи в ответ на Христовы благодеяния.
Из собственного опыта мы знаем и то, что героические заявления как правило ничего не стоят, и что истинные герои почти никогда не бывают многословны, они просто идут и делают, без слов и рассуждений.
Знаем мы и то, что зачастую в беде на помощь приходят совсем не те люди, на которых мы могли бы рассчитывать.
Все это и многое другое видим мы и в Евангелии. Мы видим, что заявлявший о своей преданности апостол Пётр в минуту опасности проявил малодушие, видим, что все прочие апостолы, решившие пойти и умереть со Христом (см. Ин. 11, 16), куда-то пропадают в тот самый момент, когда они были нужны Спасителю. Нет их и после Смерти Христа.
Однако есть другие люди, те, о ком мы почти ничего не знаем, которые молчаливы и скромны, те, от кого нельзя было ожидать каких-то ярких и смелых действий, именно они вышли на первый план тогда, когда это было крайне опасно и не могло принести ничего, кроме проблем.
Сегодня Церковь вспоминает этих людей, и самим этим воспоминанием призывает нас уподобляться им в молчаливой и глубокой любви ко Христу с тем, чтобы под гнётом жизненных обстоятельств не отвернуться от нашего Спасителя и сохранить Ему верность до последнего вздоха.