10 мая 2024 года, в пятницу Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Благовещения Пресвятой Богородицы села Семендяйка Переславского района.
Его Преосвященству сослужили: игмуен Пантелеимон (Королёв), иеромонах Тихон (Батурин), священник Игорь Залесский, священник Антоний Борисов, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Есть люди, которые не в состоянии выносить какую бы то ни было музыкальную фальшь. Они не способны её выносить в прямом физическом смысле, им делается плохо от диссонирующих интервалов. Есть люди, которые не в силах выносить безграмотные пустые тексты. Им также делается от этого не по себе. Есть те, кто особенно тонко чувствует красоту и не в состоянии спокойно переносить отсутствие гармонии.
А есть те, кто не может снести какой-либо вид богохульства. Речь здесь не о набившем оскомину оскорблении чувств верующих, нет, боль от богохульства вовсе не похожа на переживание оскорбления, ведь оскорбление ставит в центр того, кто его ощущает. Здесь же речь о другом: такой человек думает вовсе не о себе и не о своих чувствах, а о величии и святости Бога. Больше всего такое переживание похоже на переживание от грубого вторжения в область высшей гармонии, в то, что абсолютно прекрасно. Пожалуй, боль богохульства похожа на боль от наблюдения за попытками какого-нибудь маляра улучшить картину Рафаэля.
Все мы прекрасно знаем, что художественный вкус можно и нужно воспитывать. Знаем также, что вкус к прекрасному можно уничтожить, или же, как минимум, притупить. Это справедливо не только в отношении к произведениям искусства, но и в отношении Первопричины всего прекрасного — в отношении Бога. Происходит это постепенно, шаг за шагом, зачастую подобная деградация бывает незаметна для того, кто оказался ей подвержен.
Сегодня в отрывке из Евангелия от Иоанна мы услышали про таких людей: это те иудеи, которые совершенно не чувствовали неуместность активной торговли под сводами Иерусалимского храма. Они были поставлены Богом блюсти храмовое благолепие и благоговение, но шаг за шагом утратили свое благоговение перед величайшей и важнейшей святыней древнего мира. Они перестали ощущать неземную красоту сакрального пространства, а потому в нём и стала возможна широкая торговля всем необходимым для жертвоприношений.
Христос не мог этого вынести, ведь воплотился Он ради того, чтобы восстановить гармонию Бога и человека, которая была утрачена вследствие грехопадения первых людей. Но начинается все с малого: с умения видеть красоту, со способности ощущать, что, где и когда уместно и допустимо. Действия Христа в Иерусалимском храме выходят далеко за рамки собственно храмового благочестия. Своим изгнанием торгующих из храма Господь учит нас быть предельно внимательными к прекрасному, и не позволять чему бы то ни было лишать нас умения видеть истинную красоту, потому как вслед за потерей этого навыка придёт и потеря чувствительности к действиям Божиим.
Сегодня мы совершили Литургию в одном из многих не до конца восстановленных храмах нашей епархии. Сегодня же мы с пасхальными песнопениями заедем и в некоторые разрушенные храмы. Таких храмов в нашей епархии очень много, чуть меньше половины от общего их числа. Как правило, эти храмы никто не разрушал, они пришли в упадок естественным путём — они попросту перестали быть нужными людям, где-то сказалась индустриализация и уменьшение числа сельских жителей, где-то храмовое запустение стало следствие богоборческих действий советской власти.
Если первое понятно и естественно, то о причинах гонений на верующих нам необходимо задумываться как можно чаще, ведь эти гонения не были какой-то нелепой случайностью, они — закономерный итог определённого мировоззрения, основой которого стало превращение почитания Бога в мёртвую традицию. В какой-то момент наши предки перестали воспринимать Бога как Бога Живого, Он стал для них концептом, точно также, как Он был концептом для иудеев первого века по Рождестве Христовом. Итог такого отношения к Богу одинаков: Иерусалимский храм разрушен, большинство наших храмов тоже разрушены, еврейский народ рассеян, наш народ также рассеян, а те, кто остался на родине, оказались оторваны от своих предков.
Утрата благоговения перед Богом, утрата способности переживать красоту и гармонию Его заповедей, утрата стремления сделать землю продолжением неба через исполнение Божиих повелений — вот что предшествовало этим трагедиям. Бог никогда и никому Себя не навязывает, Он просто уходит, позволяя нам жить по нашей воле, и мы можем видеть, к чему приводит богооставленность.