В канун Недели 3-й Великого поста и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

6 апреля 2024 года, в канун Недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с Благовещением Пресвятой Богородицы и с Крестопоклонной неделей Великого поста!

Как мы все прекрасно понимаем, Благовещение довольно нечасто совпадает с Неделей Крестопоклонной, и для абсолютного большинства из нас это последнее такое совпадение в нашей жизни — следующий раз оно произойдёт в 2097-м году. Конечно, можно отнестись к этому совпадению как очередному нестандартному литургическому соединению, но можно и посмотреть на него как на изъявление воли Божией и как на напоминание нам о том, что является существенно важным в деле нашего спасения.

Благовещение — это светлый праздник начала осуществления древних пророчеств о пришествии чаемого народами Искупителя, в Благовещении центральное место занимает совсем юная израильская Девушка из глубокой провинции, именно к Ней Богом направлен архангел, и именно Она Своими словами определяет дальнейшее будущее человечества. Архангел поставил Её перед очень непростым выбором: довериться Богу или же пойти по пути человеческого страха. Она, как мы знаем, выбрала первое, Она поверила Богу, и Её вера стала фундаментом нашего спасения. С какой бы стороны мы не пытались размышлять о Благовещении, оно остаётся для нас тайной, нам не дано понять, откуда у юной Девы была вера, превосходящая веру праотца Авраама, мы не сумеем понять, каким образом Она, будучи таким же человеком, как и мы, сумела сохранить такие чистоту и целомудрии, которые позволили есть стать Матерью Воплощённого Бога. Благовещение даёт нам обильную пищу для размышлений, но куда бы мы ни двинулись в своих мыслях, мы неизбежно окажемся в тупике благоговейного непонимания.

То же самое можно сказать и о Кресте Христовом, Который стал орудием нашего спасения, спасение, начавшись с Благовещения, закончилось на Кресте. Но сегодня ещё и воскресный день — малая Пасха — в этот день мы не можем не вспоминать и не воспевать Христово Воскресение. Сегодня Церковь призывает нас к молитвенному размышлению одновременно о всех этих событиях Священной истории: о Благовещении как о начале нашего спасения, о Кресте как об орудии спасения, и о Воскресении как конечной цели жизни человека.

Несмотря на совершенно разное содержательное и эмоциональное наполнение упомянутых трёх событий Священной истории, в них легко увидеть и нечто общее: все они говорят об одном — о воле Божией, подчинение которой есть высшее благо для человека, но это благо мы далеко не всегда способны увидеть и понять, нам бывает страшно последовать за Богом, ведь в следовании за Ним невозможно избежать боли и слёз, невозможно обойтись без страданий. Однако только предпочтение воли Божией нашей собственной воле способно привести нас к Воскресению.

Дай Бог, чтобы мы молитвами Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы помнили об этом, и чтобы её молитвами у нас была решимость следовать не своей, а Божией воле!

Похожие публикации