В понедельник 1-й седмицы Великого поста епископ Феоктист совершил великое повечерие со чтением канона преподобного Андрея Критского во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

18 марта 2024 года, в понедельник 1-й седмицы Великого поста, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое повечерие со чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья!

Сегодня мы прочитали первую часть великого покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Этот канон, помимо своего весьма пространного объёма, характерен ещё и обилием довольно непростых для понимания образов, которые, как правило, базируются на авторском прочтении Ветхого Завета.

Сейчас я хочу обратить ваше внимание лишь на один из образов великого покаянного канона, этот образ на первый взгляд кажется вполне понятным, однако и в нём есть своя сложность, о которой стоит поразмышлять. Речь идёт о тропаре из первой песни канона, в одном из русских переводов этот тропарь звучит так: «Подражая в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишённым Бога, вечного Царства и блаженства за мои грехи». Здесь мы вправе задаться вот каким вопросом: в чём же состоит наше подражание преступлению Адама? Мы знаем, что Адам самовольно вкусил некий запретный плод, но мы никаких запретных плодов не вкушаем, более того, таких плодов и вовсе не существует в нашем мире. Есть то, что неполезно, есть то, что содержит в себя яд, но запрещённых Богом плодов нет. Так как же мы можем подражать Адаму в его преступлении?

Очевидно, что для ответа на этот вопрос мы должны забыть о запретном плоде, и подумать о том, чем по своей сути был грех Адама. Ответ на этот вопрос всем известен: всё дело не в каком-либо плоде, а в непослушании Богу. Непослушание могло быть выражено и каким-то иным способом, к примеру, первый человек мог отказаться от исполнения другой заповеди Бога — от возделывания райского сада, и это тоже было бы непослушанием, которое привело бы к точно таким же трагическим последствиям, как и вкушение плода с древа познания добра и зла. Если же продлить эту мысль, то станет понятным, что попрание вообще любой заповеди равно всё тому же вкушению запретного плода, и преподобный Андрей именно это и имел в виду, когда говорил о своём подражании Адаму. Любой человек подражает Адаму тогда, когда, зная о заповеди, идёт на её нарушение.

К сожалению, делаем мы это с удручающей регулярностью, мы вообще склонны полагать, что заповеди излишне строгие, ну а Бог, напротив, благ и потому Он всё нам простит. С одной стороны, Бог, действительно, благ, и Он нас прощает. С другой же стороны, относясь с нарочитым пренебрежением к повелениям Божиим, мы лишаем себя самого важного, того, о чём написал в своём каноне преподобный Андрей: мы лишаем себя общения с Богом.

Интересно, что для абсолютного большинства людей это выражение — «общение с Богом» — не имеет никакого содержательного смысла, люди попросту не понимают, что это такое, не понимают, как с Ним вообще возможно общение. В лучшем случае, люди полагают, что, произнося эту фразу, мы имеем виду лишь наш монолог, то есть произнесение тех слов, которые мы называем молитвой, а потому и появляется вопрос о том, каким образом Бог может отвечать человеку. Многим кажется, что такой ответ — это нонсенс, это нечто невозможное. Увы, но иной раз и некоторые христиане думают точно так же, общение с Богом — это то, чего нет в их опыте. Почему же так?

Здесь нам на помощь приходит библейская книга Псалтырь. В 27-м псалме царь Давид произнёс совершенно замечательные слова, процитирую их в современном русском переводе: «Тебя зову я, Господь, моя скала! Не молчи же в ответ! Если Ты будешь молчать, я стану словно мертвец» (Пс. 27, 1). Здесь, как мы слышали, поставлен знак равенства между молчанием Бога и смертью. Смерть — это не только прекращение жизнедеятельности организма, у смерти есть и ещё одно значение, которое предлагает нам Священное Писание, оно определяет смерть как молчание Бога в ответ на слова человека. Собственно, это то, что происходит с нами всякий раз, когда мы сознательно согрешаем. Через наш грех мы делаем Бога немым по отношению к нам, и сколько бы мы к нему не взывали, мы рискуем остаться без ответа; будучи физически живыми и даже здоровыми, мы будем мертвы в библейском смысле этого слова.

Такое состояние поистине ужасно, а потому то великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и содержит в себе это воззвание. Бог услышал преподобного Андрея, Бог в конечном итоге привёл его к полноте богообщения, надеюсь, что Всемилостивый Господь не лишит и нас возможности общения с Ним лицом к лицу!

Похожие публикации